Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Себестоимость железнодорожных перевозок

Теоретические основы экономической категории «себестоимость продукции»

Одним из важнейших экономических показателей, посредством которого характеризуют эффективность ведения железнодорожно-транспортного производства, является себестоимость железнодорожных перевозок. В экономическом анализе прослеживается тесная связь этого термина с термином «затраты». Они представляют собой ресурсы, которые были потреблены в процессе ведения хозяйственной деятельности.

Отличие затрат от себестоимости проходит по критерию завершенности процессов производства и обращения. Себестоимость означает завершенность этих процессов, а затраты относятся ко всем процессам независимо от степени их завершенности и характера их связи с производством и реализации продукции.

Себестоимость продукции зачастую определяют как средние текущие затраты на производство и реализацию единицы продукции. Отсюда следует, что отличительными чертами такой экономической категории, как себестоимость, является следующее:

  • себестоимость – это стоимостная категория, то есть издержки предприятия выражаются в денежной форме;
  • себестоимость – это качественный показатель (критерий) эффективности деятельности предприятия;
  • себестоимость – это статистическое понятие, является объектом калькуляции;
  • себестоимость – это отраслевой показатель, зачастую используется в сфере промышленности.
Замечание 1

Значение себестоимости продукции рассчитывается посредством соотношения показателя текущих расходов к показателю объема произведенной продукции.

Текущими затратами называют совокупность оборотных средств и средств труда, которые используются в процессе производства и реализации продукции и оцениваются в стоимостной форме, а также расходы на оплату труда работников (включая отчисления на страховые взносы). Оборотные средства формируют денежные потоки (фонды обращения), а также сырье, материалы, топливо, электроэнергии. Средства труда представлены основными фондами, по которым осуществляют амортизационные отчисления.

«Себестоимость железнодорожных перевозок» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Особенности расчета себестоимости железнодорожных перевозок

Замечание 2

При расчете себестоимости железнодорожных перевозок, в качестве продукции рассматривают сами перевозки, а в качестве текущих затрат – эксплуатационные расходы, то есть те расходы, которые непосредственно связаны с процессом железнодорожных перевозок.

Умение определить себестоимость перевозок грузов и пассажиров, а также отдельных операций перевозочного процесса является необходимым условием управления и финансового планирования деятельности железнодорожного предприятия. В частности, себестоимость выступает в качестве исходной базы при ценообразовании, при совершении расчетов с потребителями транспортных услуг.

Состав и структура эксплуатационных расходов транспорта, которые лежат в основе себестоимости железнодорожных перевозок, обуславливаются, прежде всего, спецификой и сложностью перевозочного процесса с помощью железнодорожных транспортных средств. Сам по себе железнодорожный транспорт – это особая отрасль материального производства, её особенность заключается в отсутствии у продукции новой вещественной формы.

Сложностью технологического процесса объясняется тот факт, что себестоимость перевозок на железнодорожном транспорте рассчитать значительно сложнее, чем рассчитать аналогичный показатель для хозяйствующих субъектов из других отраслей экономики.

Основными разновидностями продукции в сфере железнодорожного транспорта являются грузовые и пассажирские перевозки. Их отличительной чертой является отсутствие вещественной формы, в связи с чем отсутствует такая категория расходов, как расходы на сырье и полуфабрикаты. А они в структуре затрат традиционных промышленных предприятий обычно занимают более двух третей всех расходов.

Себестоимость железнодорожных перевозок определяется в результате деления величины эксплуатационных расходов на объем выполненных перевозок или отдельных видов работ и услуг.

На итоговое значение себестоимости железнодорожных перевозок оказывают влияние несколько факторов, основными из которых считаются:

  • фактический объем железнодорожных перевозок;
  • дальность транспортировки грузов и пассажиров;
  • величина качественных показателей использования подвижного состава;
  • производительность труда железнодорожников;
  • качество нормирования затрат ресурсов;
  • масштабы использования ресурсосберегающих технологий;
  • удельный вес электрической и тепловозной тяги.

Себестоимость грузовых перевозок на железнодорожном транспорте измеряется в тонно-километрах, а себестоимость пассажирских перевозок – в пассажиро-километрах. В грузовом движении себестоимость рассчитывается в целом по грузовым перевозкам, а в пассажирском движении происходит деление по видам сообщений: в дальнем сообщении, в пригородном сообщении и во всех сообщениях сразу. Кроме того, себестоимость железнодорожных перевозок рассчитывается по видам тяги: электровозной и тепловозной.

Одним из основных методов расчета себестоимости железнодорожных перевозок является метод непосредственного расчета (прямого счета / по статьям затрат). С его помощью специалисты производят расчеты на текущий период с наибольшей детализацией. В данном случае себестоимость определятся как отношение общей суммы всех расходов (постатейно просмотренных прямых производственных расходов и соответствующих им долей общепроизводственных и общехозяйственных расходов) к объему конкретных перевозок.

Дата последнего обновления статьи: 02.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot