Общие сведения о функционально-стоимостном анализе
Функционально-стоимостный анализ (ФСА) - это метод системного исследования всех (основных и вспомогательных) функций и работоспособности различных объектов, а также затрат предприятия на их производство и реализацию, целью чего является определение равновесного (сбалансированного) состояния между себестоимостью и полезностью.
Коммерческие предприятия стремятся получать максимально возможную прибыль. Этого можно добиться как за счёт увеличения выручки, так и снижения издержек. Последнее обеспечивается предприятиями в результате использования такого метода изучения продукции, как функционально-стоимостной анализ (ФСА).
Функционально-стоимостный анализ может быть использован в отношении любого объекта производственно-экономической системы народного хозяйства (например, готового изделия, отдельных деталей, управленческого или организационного процесса на предприятии и т.д.). В процессе изучения этих объектов устанавливается их структура, то есть составляемые их элементы во взаимосвязи, определяется их потребительская стоимость и объем затрат, возникающих в ходе исследования, производства и эксплуатации этих объектов. Итоговый результат анализа должен заключаться в определении на всей стадии производственного процесса резервов снижения затрат.
Функционально-стоимостной анализ, осуществляемый в отношении всех объектов и процессов (то есть от стадии внедрения идеи до реализации готового изделия), позволяет определить существующие между качеством и затратами причинно-следственные связи. Они находят выражение благодаря применению простых расчетных и графических методов, которые позволяют количественно оценить выявленные связи. А это, в свою очередь, является ключевой предпосылкой для непрерывного совершенствования на предприятии выпускаемой продукции, оказываемых услуг, производственных технологий, организационных структур и т.д.
Проведение функционально-стоимостного анализа базируется на нескольких принципах:
- интерес потребителей продукции заключается в том, какую пользу они получат в результате её использования;
- стремление потребителей заключается в сокращении своих затрат;
- функции объектов могут быть выполнены различными способами, каждый из которых отличается показателями эффективности и затрат;
- среди множества вариантов осуществления функций имеет место такое соотношение качества и цены, которое является оптимальным для потребителя.
Применение функционально-стоимостного анализа и его связь с потребительской стоимостью
Проведение функционально-стоимостного анализа заключается в:
- выявлении всех функций исследуемого объекта;
- разложении исследуемого объекта на отдельные элементы (детали, узлы, сборочные единицы и др.);
- соотнесении выявленных функций с выделенными элементами (то есть в определении функциональной структуры объекта);
- определении значимости и стоимости отдельных функций, выполняемых как исследуемым объектом, так и аналогичными ему;
- поиске лучших примеров организации аналогичных предприятий;
- сравнении полученных результатов и в формулировании на этой основе рекомендаций по реализации изменений в производственном процессе.
- Функционально-стоимостный анализ базируется на функциональном подходе, который заключается в выделении функций, целей, задач всех элементов производственной цепочки. Возможно, будут обнаружены те элементы, которые вообще не несут на себе функциональной нагрузки. Следовательно, от них можно отказаться и уменьшить общую стоимость производства продукции. Также могут быть найдены элементы, в которых возможно соединение нескольких функций, что также оптимизирует общее функционирование предприятия.
В качестве функций рассматривают внешнее проявление свойств исследуемого объекта в рассматриваемой обстановке. Функция является качественной характеристикой потребительского свойства. Кроме тех свойств, которые интересуют потребителя, объект может иметь эстетические, температурные, физиологические и другие свойства, совокупность которых позволяет подразделить все функции на главные и второстепенные.
Основная часть излишних затрат, которые пытаются устранить в процессе функционально-стоимостного анализа, приходится именно на второстепенные свойства. При этом, если оптимизацией затрат занимается крупная сложно организованная производственная компания, наилучшим способом решения в этой ситуации будет не устранение ненужных функций, а нахождение пути их рационального использования.
Потребительская стоимость формируется как совокупность полезных свойств объекта. Следовательно, она может состоять из одной или нескольких функций. Потребительские свойства, одинаковые в качественном отношении, могут быть сравнимы с потребительской стоимостью в целом на основе количественной оценки функции.
Таким образом, очевидна взаимосвязь функционально-стоимостного анализа и потребительной стоимости. Однако эта взаимосвязь осложняется из-за того, что объекты, похожие по функциям, имеют различное назначение. В связи с этим возникают трудности при совершении выбора объектов для анализа и сопоставления.