Необходимость, сущность и значение SWOT-анализа
SWOT-анализ - это один из главных методов проведения стратегического финансового анализа интересующего субъекта.
Основное содержание SWOT-анализа состоит в исследовании особенностей сильных и слабых сторон финансового функционирования субъекта, а также изучение некоторых внешних факторов, оказывающих позитивное или негативное влияние на условия его существования в предстоящем периоде.
SWOT - это аббревиатура первых букв слов Strengts (сила), Weaknesses (слабость), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угроза). Внутренняя обстановка хозяйствующего субъекта сосредоточена в основном в S и W, а внешняя среда - в О и Т. SWOT-анализ в основном предусматривается на этапе разработки маркетинговой стратегии компании.
На рисунке 1 представлено понятие SWOT-анализа.
Рисунок 1. Сущность SWOT-анализа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Методологию SWOT-анализа можно представить в двух направлениях:
- обнаружение внутренних сильных и слабых сторон компании, а также определение внешних возможностей и угроз;
- выявление взаимных связей между ними.
Основные правила осуществления SWOT-анализа представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Правила SWOT-анализа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
SWOT-анализ является эффективным инструментом управления хозяйствующего субъекта, т.к. основан на тщательном внешнем и внутреннем анализе. Последовательное проведение указанного процесса позволяет оценить в строжайших теоретических рамках полученный набор стратегических выводов для принятия дальнейших решений.
Основные задачи и направления проведения SWOT-анализа
SWOT-анализ – это инструмент, структурирующий полученные данные, он способен наглядно показать основные факторы, влияющие на деятельность субъекта, а также дать оценку в первом приближении математических ожиданий того или иного события. Сформулированные на основе указанной информации рекомендации – это уже работа аналитиков компании.
Перед SWOT-анализом стоят следующие задачи:
- Определение внутренних сильных сторон или отличительных преимуществ в разрабатываемой стратегии. При отсутствии отличительных преимуществ компании указание её потенциальных сильных сторон;
- Установление слабых мест в фирме и выявление уязвимых объектов в конкурентной борьбе. Установление слабых мест, которые требуют корректировок, с учётом стратегических требований;
- Оценка благоприятных возможностей, которые позволяют фирме получить реальные шансы на достижение успеха при использовании её квалификационных особенностей и доступу к имеющимся ресурсам.
Как было отмечено выше, среда любого хозяйствующего субъекта состоит из двух сфер: внутренняя и внешняя.
Внешнюю среду, в свою очередь, следует подразделять на микросреду (иными словами рабочая, а также непосредственное окружение, или среда косвенного воздействия) и макросреду (общая, а также непосредственное деловое окружение, или среда прямого воздействия).
Внутренняя среда представляет собой хозяйственный организм компаний, который включает управленческий процесс, нацеленный на оптимизацию научно-технических и производственно-сбытовых этапов основной деятельности субъектов (берутся во внимание глобальные структуры анализируемых компаний, т.е. происходит включение всех производственных, финансовых, страховых, транспортных и других подразделений, входящих в субъект, независимо от их места расположения и области деятельности).
На рисунке 3 представлены отрицательные и положительные стороны внешней и внутренней среды при проведении SWOT-анализа.
Рисунок 3. Отдельные положительные и отрицательные стороны внешней и внутренней среды при проведении SWOT-анализа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Финансовую среду следует рассматривать, как микросреду и макросреду. Микросреду представляют силы, которые непосредственно затрагивают отношения и возможности к самой компании и её клиентам. Макросреду представляют силы более обширного социального плана, оказывающие влияние на микросреду компании.
Конкретные направления анализа макро- и микросфер при проведении SWOP-анализа
Изучение конкретной рабочей среды предусматривает оценку составляющих элементов внешнего окружения, с которыми компания состоит в непосредственных взаимоотношениях (покупателями, поставщиками, конкурентами, кредиторами, акционерами).
Оценка внутренней среды направлена на исследование потенциала компании и, обычно, изучается по следующим направлениям: маркетингу, производству, НИОКР, финансам, персоналу, структуре управления. На рисунке 4 представлены поэлементные составные части внешней и внутренней среды SWOP-анализа.
Рисунок 4. Поэлементный SWOT-анализ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В качестве внутренней среды компании следует изучить внутрифирменные элементы, которые формируют её в целостную систему и поддаются некоторым конкретным управляющим воздействиям со стороны работников организации (и руководители, и исполнители).
Внешнюю среду оценивают по совокупности активных хозяйствующих субъектов, экономическим, общественным и природным факторам, национальным и межгосударственным институционным структурам и другим внешним условиям и процессам, действующим в окружении компании и влияющим на различные области её деятельности.
SWOT-анализ способствует стратегическим аналитикам оценивать текущую ситуацию компании и её будущие направления развития, при одновременном учёте внутренних и внешних факторов. SWOT-анализ может позволить управленцам проверить внутреннюю и внешнюю среду, и найти наличие любых существенных особенностей, которые повлияют на текущие или будущие конкурентные преимущества компании.
На рисунке 5 представлены основные этапы проведения SWOT-анализа.
Рисунок 5. Основные этапы SWOT-анализа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Разработку основных составляющих элементов SWOT-анализа в сфере финансовой деятельности компании следует базировать на итогах проводимого стратегического финансового анализа. Сам стратегический финансовый анализ следует проводить по направлениям внешней финансовой среды, затрагивающих непрямое и одновременно непосредственное влияние, внутренней финансовой среды. Конечным итогом стратегической финансовой оценки должны стать модели стратегических финансовых позиций компаний, которые всесторонне и в комплексе характеризуют предпосылки и возможности их финансового развития в разрезах каждых из стратегических преобладающих областей финансовой деятельности.
Выводы по проведённому SWOT-анализу представлены на рисунке 6.
Рисунок 6. Выводы по SWOT-анализу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ