Резервы роста устойчивости предприятия
Финансовая устойчивость – это главный показатель успеха деятельности организации на рынке. Она служит базой принятия решения по развитию и модернизации его функционирования.
Основными показателями финансовой устойчивости являются: рост прибыли; повышение рентабельности; уменьшение просроченной задолженности.
При восстановлении финансовой устойчивости применяется тактический механизм финансовой стабилизации. Это комплекс мероприятий по достижению точки финансового равновесия компании в предстоящем периоде.
Модель финансового равновесия – это равенство возможного размера объема потребления собственных финансовых средств.
Одним из резервов повышения финансовой устойчивости является повышение собственных средств компании. Это можно добиться благодаря накоплению нераспределенной прибыли и распределения прибыли после выплаты налогов в фонды накопления при условии увеличения части этих фондов
Но рост прибыли невозможен без роста выручки и сокращения себестоимости продукции, включая постоянные и переменные издержки.
Существует ряд проблем, с которыми сталкиваются компании при формировании резервов финансовой устойчивости:
- неустойчивость цен;
- низкая доходность, не обеспечивающая условия для расширенного воспроизводства;
- слабая доступность к каналам сбыта без посредников;
- недостаточный уровень развития сбытовой кооперации как формы интеграции производителей;
- недостаточный уровень защиты от импорта.
Решение вышеперечисленных проблем, а также учет влияния внутренних и внешних факторов позволяет снизить расходы, пополнение собственных денежных средств и улучшить финансовое положение предприятия.
Резервы улучшения прибыли компании
Результатом деятельности предприятия является получение прибыли. Если прибыль компания в итоге оказалась ниже ожидаемой, предпринимаются меры по ее увеличению. Одним из способов считается применение резервов финансовых показателей.
Резерв роста прибыли – это количественно выраженные возможности повышения прибыли за счет увеличения объема сбыта продукции, сокращения производственных затрат и расходов на реализацию, недопущения внереализационных убытков, а также совершенствование структуры производимой продукции.
Резервы необходимо продумать еще на стадии планирования и в ходе реализации планов. Определяются резервы роста прибыли на основе методики расчета, привлечения и реализации источников возможного повышения результирующего финансового показателя деятельности компании.
Этот процесс состоит из трех этапов: аналитического, организационного и функционального.
При определении резервов за счет повышения размеров сбыта продукции применяются результаты оценки выпуска и реализации производимой продукции.
Финансовые показатели, в частности и прибыль компании, описывают эффективность деятельности организации. Полученная прибыль способствует осуществлению ряда обязательств предприятия: выплаты в бюджет, платежи по банковским кредитам, другими юридическими лицами. Поэтому показатели прибыли являются ключевыми параметрами оценки производственной и финансовой деятельности.
Источники роста прибыли:
- повышение объема сбыта производимой продукции или оказываемых услуг;
- снижение себестоимости товара или услуги;
- повышение качества производимой продукции/услуги;
- реализация продукции на выгодных условиях.
При этом резервы повышения величины прибыли рассчитываются по каждому виду продукции, которые выпускает предприятие.
С точки зрения роста эффективности деятельности компании, а значит и роста ожидаемой прибыли, выделяют показатели, отражающее хорошее состояние организации:
- коэффициент текущей ликвидности (норма- 2,0);
- обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами (норма - 0,1);
- отсутствие резких изменений в отдельных статьях баланса;
- рост собственного капитала;
- величина дебиторской задолженности равна размерам кредиторской задолженности;
- в балансе отсутствуют «больные» статьи (убытки, просроченная задолженность банкам и бюджету);
- запасы не превышают минимальную величину источников их формирования (собственных оборотных средств, долгосрочных кредитов и займов, краткосрочных кредитов и займов).
Резервы повышения рентабельности
При анализе финансовых результатов деятельности компании следует не ограничиваться прибылью, а оценивать и другие показатели. Для оценки эффективности работы организации необходимо сопоставлять показатель прибыли с производственными фондами, которые являются источниками получения ожидаемо прибыли. Данный экономический показатель называется рентабельность.
Под рентабельностью понимают прибыльность или доходность компании, посредством которых оценивается конечный результат деятельности любого предприятия.
Рентабельность определяется отношением прибыли предприятия к среднегодовой стоимости оборотных средств и основного капитала компании. Этот показатель тесно связан со всеми показателями анализа эффективности производства, а также себестоимостью продукции, ее фондоемкостью и со скоростью оборачиваемости.
На повышение рентабельности оказывают воздействие следующие факторы:
- прирост прибыли;
- уровень применения оборотных средств и основного капитала.
Резервы повышения рентабельности имеют непосредственное влияние на рост прибыли. Прибыль повышается за счет роста объема готовой продукции, увеличения удельного веса продукции с большей рентабельностью, снижения себестоимости и повышения качества производимой продукции.
Рост показателей рентабельности обеспечивается благодаря снижению стоимости основного капитала. Это происходит за счет того, что произойдет рост удельной прибыли, которая приходится на единицу основного капитала в денежном эквиваленте и уменьшения амортизационных начислений на единицу выпускаемой готовой продукции.