Сущность метода финансовых показателей
Методы финансовых показателей дают возможность более объективной оценки финансового состояния предприятия.
В общем виде метод финансовых показателей представляет собой расчет соотношения отдельных позиций с позициями различных форм отчётности, включая определение их связи между собой.
Относительный показатель является частным от деления двух или более абсолютных показателей друг на друга. Также следует отметить, что финансовые показатели имеют важные особенности. Показатели не являются средством решения проблем, а дают возможность достаточно чётко отразить финансовое состояние предприятия.
Количественную информацию, которую дают финансовые показатели, необходимо обязательно переработать в качественную информацию для того, чтобы определить ответы на вопросы, чем вызывается существующее положение дел в компании.
Показатели необходимо всегда сравнивать друг с другом. После того как определён абсолютный показатель, необходимо определить относительные показатели.
Если показатели нельзя сравнивать с определёнными нормами или другими показателям, то они теряют всякий смысл.
Более того, показатели могут давать относительные значения. Необходимо уяснить, что данные для их вычисления необходимо брать только из официальной отчётности, и лишь при наличии необходимости пользоваться информацией из дополнительных источников.
Можно сказать, что каждый показатель наделён экономическим смыслом, многие показатели обладают и рекомендуемыми значениями, которые установлены большой практикой или нормативными актами. Также большая часть показателей является чувствительной к особенностям учетной политики, которая используется в компании. Это свидетельствует о том, что показатели способны изменяться на счетах, что следует иметь в виду, проводя анализ.
В отличие от математических дисциплин, изменение средств на счетах способно в значительной мере влиять на финансовый результат.
Относительные показатели имеют ценность только тогда, когда появляется возможность их сопоставления и сравнения. Сравнение происходит по нескольким направлениям:
- По общепринятым нормам для того чтобы оценить степень риска и прогнозируемые возможности банкротства,
- С аналогичными данными других компаний для того, чтобы выявить сильные и слабые стороны компании и возможности,
- С аналогичными данными за другие периода работы для того, чтобы изучить тенденцию улучшения или ухудшения финансового состояния компании.
Классификация показателей
Все виды показателей можно разделить на два определенных класса. В первый класс включены показатели, для которых определяются нормативные значения. Примерами может быть ликвидность, показатель финансовой устойчивости, показатель рентабельности.
Ко второму классу относятся не нормируемые показатели, к которым можно отнести интенсивное использование ресурсов, деловую активность, характеристику структуры имущества.
На сегодняшний день специалистами выделяются сотни финансовых показателей, при этом существуют различные их классификации.
Показатели могут рассчитываться как на определенную дату в отчёте, так и за периоды в целом в соответствии с усредненным коэффициентом.
Показатели ликвидности
С помощью показателей ликвидности описывается и анализируется способность компании отвечать по текущим обязательствам перед заемщиком. Ликвидность анализируют, как банки, которые выдают кредит, так и компании, которые стремятся их получать.
При анализе ликвидности проводят расчеты в соответствии с определением ликвидности активов предприятия и ликвидности баланса. Ликвидность активов представляет собой величину, которая обратна времени, необходимому для превращения их денежные средства То есть, чем меньше времени необходимо для превращения активов в деньги, тем они являются более ликвидными.
Ликвидность можно выразить в степени покрытия обязательств компании ее активами, срок превращения в деньги которых соответствует сроку погашения обязательств.
В основу алгоритма расчета показателей ликвидности заложена идея сопоставления оборотных средств с краткосрочными пассивами. При расчёте происходит установление степени обеспечения оборотными средствами, которые необходимы для расчета с кредиторами по текущим обязательствам.
Цель расчета представлена оценкой соотношения имеющихся активов, которые предназначены для непосредственной реализации, а также теми, которые задействованы в технологическом процессе.
Показатели финансовой устойчивости
Показатели финансовой устойчивости определяют состав источников финансирования, включая динамику в соотношении между источниками финансирования.
С помощью финансовых показателей можно охарактеризовать состояние заемных и собственных средств, что анализируется посредством финансовых показателей.
Информационная база для вычисления показателей финансовой устойчивости представлена абсолютными показателями актива бухгалтерского баланса.
Показатели финансовой устойчивости включают в себя:
- Коэффициент автономии, который отражает независимость от заемного капитала, долю собственных средств в общей средств компании.
- Коэффициент соотношения заемных средств и активов показывает величину заемных средств, которую компания привлекают на каждую единицу вложенных в активы собственных средств.
- Показатель соотношения собственных средств отражает величину, которая выражается заемными средствами, привлеченными компанией для финансирования собственной деятельности на каждую денежную единицу своих средств.
- Показатель долгосрочных обязательств по внеоборотным активам отражает долю основных средств, которая финансируется через долгосрочные займы.
Экономическая сущность финансовой устойчивости любой компании представляется величиной его запасов и затрат через источники формирования. Для того чтобы анализировать финансовую устойчивость, важно определение размеров источников средств, которые имеются у компании для того чтобы компенсировать запасы и затраты.