Сущность, основные виды и функции прибыли
Прибыль является важнейшим качественным показателем эффективности деятельности любого коммерческого предприятия, который характеризует рациональность использования ресурсов предприятия (материальных, финансовых, человеческих и т.д.)
Прибыль можно подразделить на бухгалтерскую и экономическую (по аналогии с классификацией издержек).
Бухгалтерская прибыль представляет собой совокупный доход предприятия за вычетом явных (т.е. бухгалтерских) издержек.
Экономическая прибыль представляет собой совокупный доход фирмы за вычетом экономических издержек (в свою очередь, в состав последних входят как явные, так и неявные издержки)
Если в процессе производства благ предприятие использует наличествующие у него ресурсы наиболее рационально и эффективно и, при этом, полученный совокупный доход больше совокупных экономических издержек, то имеет место положительная (или чистая) экономическая прибыль.
Функции прибыли:
- прибыль выступает в роли показателя эффективности деятельности фирмы
- стимулирующая функция проявляется в том, что прибыль – это основной внутренний источник формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие (кроме этого, если компания является акционерным обществом, то прибыль является источником выплаты дивидендов его собственникам)
- прибыль – это важнейший источник формирования доходов бюджетов всех уровней (то есть прибыль – это ключевой фактор социально-экономического развития государства).
Основные цели и задачи анализа прибыли
Основные цели:
- выяснение причин, обуславливающих изменение прибыли
- выявление резервов роста прибыли
- разработка управленческих решений, направленных на мобилизацию выявленных резервов.
В процессе анализа решаются следующие задачи:
- оценка выполнения плана и динамики финансовых результатов
- изучение структуры и состава прибыли
- выявление и анализ количественных изменений основных факторов формирования прибыли
- оценка качества прибыли
- выявление резервов роста прибыли
- изучение возможных направлений и перспектив распределения прибыли
Виды и формы анализа прибыли
Анализ прибыли условно подразделяется на самые различные виды и формы.
По направлениям исследования, анализ прибыли предприятия можно подразделить на такие две основные категории:
- анализ формирования, проводящийся в разрезе ключевых сфер деятельности фирмы (включает операционную, финансовую и инвестиционную деятельность организации)
- анализ распределения и последующего использования прибыли проводится по основным направлениям ее использования
В зависимости от места проведения, можно выделить следующие два вида анализа прибыли:
- внутренний анализ – проводится, в основном, менеджерами, руководством и другими ответственными лицами на основе всех имеющихся данных о деятельности фирмы (полученные результаты, а также стратегии, построенные на них, часто являются коммерческой тайной)
- внешний анализ – чаще всего проводится банковскими учреждениями, налоговыми инспекциями, аудиторским компаниями и т. д. (на основе общедоступных данных о деятельности предприятия)
По масштабам проведения анализ прибыли можно подразделить на:
- анализ прибыли предприятию в целом (при этом, результаты деятельности фирмы не делят на отдельные структурные элементы)
- анализ прибыли по центрам ответственности (сфера его применения – это, в основном управленческий учет
- анализ прибыли по тому или иному изделию (результаты подобного анализа применяются в управленческом и финансовом учете).
По глубине проведения и периодичности можно выделить такие виды анализа прибыли:
- предварительный
- оперативный
- последующий
- детализированный