Экономический потенциал – это обобщающая характеристика тех реальных возможностей, которые может реализовать предприятие в той или иной сфере своей деятельности.
Понятие экономического потенциала хозяйствующего субъекта
Понятие потенциала активно используется в различных областях науки. В частности, категория экономического потенциала активно разрабатывалась в науке ведения хозяйства (экономике). Она рассматривалась на двух уровнях:
- достигнутый (существующий) уровень – это ресурсы и способности, которые на данный момент имеются у хозяйствующего субъекта;
- перспективный уровень – это максимально возможный объем ресурсов, которыми может обладать хозяйствующий субъект, если он задействует все имеющиеся в его распоряжении возможности и скрытые резервы.
Отсюда можно сделать вывод, что экономический потенциал включает в себя, с одной стороны, ресурсы (материальные, финансовые, трудовые), а с другой стороны, способности (к развитию, к совершенствованию и к эффективному использованию ресурсов).
Экономический потенциал хозяйствующего субъекта (в частности, корпорации) представляет собой интегральную характеристику эффективности хозяйственной деятельности экономического субъекта и перспектив его развития.
Упомянутая система критериев формируется при условиях наиболее эффективного использования всех видов собственных ресурсов, доступных источников их получения и рыночных условий, а включает в себя устойчиво высокие значения, достижимые, наиболее эффективные и целевые показатели, которые характеризуют экономический потенциал хозяйствующего субъекта.
Понятие корпорации как разновидности хозяйствующих субъектов
Как показывает история становления и развития мировой экономики, хозяйственная деятельность может быть организована различными способами и в различных формах. Одной из таких форм является корпорация.
Корпорация представляет собой крупное объединение организаций, которое создано с целью совместного ведения хозяйственной деятельности в определенной сфере экономики и отличается долевым участием отдельных хозяйствующих субъектов.
Идентифицировать корпорацию можно по наличию у хозяйствующего субъекта ряда признаков:
- корпорация – это не простая совокупность предприятий и предпринимателей, а их объединение, которое подразумевает совместную, согласованную деятельность людей;
- корпорация – это объединение капиталов (взносов денежных средств и иного имущества), которые используются (обеспечивается их движение) для достижения одной, единой цели – получения прибыли;
- корпорация – это юридическое лицо, которое прошло процедуру государственной регистрации, имеет права и несет обязанности, способно принимать участие в судебных процессах.
Корпорация отличается сложной, многоуровневой организационной структурой. Она обуславливается миссией и стратегическими целями корпорации и, как правило, расположена в иерархической последовательности: общее собрание акционеров – совет директоров – правление – структурные подразделения и т.д.
В настоящее время корпоративная форма предпринимательской деятельности получила большое распространение. Сейчас существует огромное множество корпораций: инвестиционные и производственные, государственные и публичные (частные), национальные и транснациональные и т.д.
Принципы анализа экономического потенциала корпорации
Анализ экономического потенциала корпорации, как изучение любой экономической категории, предполагает использование разнообразных методов (общефилософских, общенаучных и частнонаучных). Одним из самых распространенных и результативных методов, применяемых в экономической науке, является факторный анализ, который позволяет изучить экономический потенциал как сложную многокомпонентную категорию.
Факторный анализ заключается в постепенном переходе анализируемого (результирующего) показателя от начального значения к конечному в следствие оказания на него влияния системы количественных и качественных факторов. В нашем случае это означает не только фиксацию изменения величины экономического потенциала, но и выявление причин этого изменения.
Факторный анализ экономического потенциала корпорации может проводиться согласно одному из следующих типов:
- функциональный (детерминированный) анализ – представление результативного показателя в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов;
- корреляционный (стохастический) анализ –результативные и факторные показатели связаны между собой неполно, с некоторой вероятностью;
- дедуктивный (прямой) анализ – изучение экономического потенциала от общего к частному;
- индуктивный (обратный) анализ – изучение экономического потенциала от частного к общему;
- одноступенчатый и многоступенчатый типы анализа;
- статический и динамический типы анализа;
- ретроспективный и перспективный типы анализа.
Помимо факторного анализа большое значение в экономических исследованиях имеет проведение структурного анализа. В соответствии с ним экономический потенциал корпорации предлагают рассматривать в виде совокупности следующих элементов:
- финансовый потенциал (собственные и заемные денежные средства);
- технологический потенциал (производственные мощности и научно-исследовательские работы);
- трудовой потенциал (управленческий и операционный персонал);
- рыночный потенциал (место на рынке и тенденции его развития).