Доходы
Доходы организации – это улучшение экономического состояния организации за счет поступления активов, денежных средств или имущества, которое приводит к увеличению капитала организации. Доходы разделяются на реализационные и внереализационные.
Реализационными доходами называются те доходы, которые организация получает от своей основной деятельности.
Внереализационными доходами называются те доходы, которые организация получает помимо доходов от своей основной деятельности.
Например, если организация занимается продажей компьютеров, прибыль от продажи компьютера будет считаться реализационным доходом, а сдача свободного склада в аренду для другой организации будет считаться внереализационным доходом.
К реализационным доходам организации относятся:
- выручка от продажи товаров, услуг;
- выручка от выполненных работ;
- дебиторская задолженность;
- лицензионные платежи.
Выручкой называют денежные средства, которые поступают на расчетный счет в результате получения экономической выгоды. Внереализационные доходы четко определены налоговым кодексом РФ. Они не считаются прибылью организации и не учитываются при подсчете налога на прибыль. Полный перечень внереализационных доходов можно найти в ст. 250 НК РФ.
Дебиторская задолженность – это сумма долгов, причитающихся организации со стороны других организаций или физических лиц.
Расходы организации
Расходами организации называется ухудшение экономического состояния организации за счет выбытия активов, денежных средств или имущества и возникновения обязательств, которые приводят к уменьшению капитала организации.
Расходы, по тому же принципу что и доходы, разделяются на реализационные, которые связанны с основным видом деятельности, и внереализационные, что не связаны с основным видом деятельности.
По экономическому содержанию расходы разделяются на материальные, денежные и трудовые. Материальные расходы связаны с приобретением сырья, вспомогательных материалов, техники и средств, для работы. Все то, что связано с материальным обеспечением предприятия и необходимо для его функционирования, относится к материальным расходам.
Трудовые расходы направляются на оплату труда сотрудников предприятия. Денежные расходы являют собою отток денежных ресурсов. Это оплата налогов, обслуживание, платежи, выплата обязательств и другие.
Также расходы разделяются по способу принятия решений. Они могут быть как обязательными (вмененными), так и альтернативными. Вмененными расходами называются все те, которые организация обязательно должна выплатить (арендная плата, налоговые платежи и др.). Альтернативными называются те, которые организация может выбирать самостоятельно, как способ организации производства.
Доходы и расходы в 1С
Налогоплательщики, использующие упрощенную систему налогообложения, должны вести книгу учета доходов и расходов. Если данная книга не ведется или ведется неправильно, ст. 120 налогового кодекса РФ предусматривает штраф. Книга доходов и расходов передается в налоговую инспекцию по первому требованию, она должна иметь печатный формат, страницы сшиваются и нумеруются.
Прежде чем начать вести книгу учета доходов и расходов, необходимо проверить настройки программы. Если настройка программы была произведена неверно, там могут возникать ошибки, некоторые записи могут формироваться неправильно или вовсе не отображаться.
Книга доходов и расходов находится в разделе «Главное» в категории «Учетная политика». После нажатия открывается список настроенных учетных политик. Необходимо выбрать нужную позицию и в самом низу перейти по ссылке «Настройка налогов и отчетов».
Рисунок 1. Настройки налогов и отчетов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Теперь нужно выбрать систему налогообложения, после чего перейти в раздел «УСН» и настроить порядок признания доходов. Здесь можно настроить, какие именно операции уменьшают налоговую базу.
Дальше нужно выбрать пункт «Книга доходов и расходов УСН» в разделе «УСН». В открывшемся окне можно настроить книгу доходов и расходов. Пункт «Показать настройки» позволяет более детально настроить книгу, в зависимости от требований вашей налоговой инспекции.
Книга учета доходов и расходов формируется ежеквартально. Для того чтобы сформировать ее, необходимо нажать соответствующую кнопку. В полученной книге будет 4 раздела. Они содержат доходы, расходы за определенный отчетный период, затраты на основные средства, убытки и суммы, уменьшающие налог (страховые взносы и т.д.).
Рисунок 2. Книга учета доходов и расходов организации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Если в полученной книге доходов и расходов вы обнаружили какие-то ошибки или неточности, вы можете отредактировать их вручную. Для этого необходимо выбрать пункт «Операции», дальше перейти в раздел «Записи книги доходов и расходов УСН». В открывшемся окне можно создать новый документ. Каждая из вкладок этого раздела корректирует соответствующие разделы книги. Теперь нужно внести необходимые записи в этот документ, после чего новая книга сформируется с учетом исправлений, приведенных в этом разделе.
Анализ учета
Анализ состояния учета может помочь проверить корректность заполнения книги доходов и расходов. Найти его можно в разделе «Отчеты», нажав на пункт «Анализ учета по УСН». Дальше, выбрав организацию, нужно задать период и нажать «Сформировать» чтобы получить отчет. Отчет имеет вид диаграммы, разбит на блоки и каждый из них имеет свое значение. При клике на один из них получаем расшифровку суммы.
Сделать данный анализ необходимо для того, чтобы контролировать корректность заполнения книги. Если этого не делать, придется проверять все вручную, если не хотите столкнуться с проблемами с налоговой инспекцией. Книга учета доходов и расходов должна вестись на постоянной основе и быть готова к внезапной проверке. Если налоговая запросит у вас данную книгу, нужно будет сразу предоставить ее. Времени на проверку, поиск ошибок и, тем более, на их исправление не будет.
Лучше сразу проверять все данные, которые вводятся в программу, чтобы потом не сталкиваться с проблемой неправильного учета. Ошибки в бухгалтерском учете приводят к ошибкам в налоговой декларации, в налоговом учете. Если такие ошибки есть – возникают проблемы с налоговой инспекцией, которые тянут за собой штрафные санкции и дополнительные проверки. Для того чтобы избегать подобных проблем, необходимо знать правила ведения учета, контролировать его корректное ведение и не допускать ошибок в учете.