Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Русскоязычные СМИ в зарубежных странах

Определение 1

Диаспора — это часть народа, которая проживает вне страны своего происхождения, образует устойчивые этнические группы в стране проживания, имеет социальные институты для поддержания своей общности и идентичности.

Особенности зарубежного русскоязычного сообщества

На медийное поле существенное влияние оказывают особенности зарубежного русскоязычного сообщества. Русское зарубежье с его сложной, непрерывной эволюцией можно рассматривать как диаспору и как особую макросоциальную культурную группу. Русское зарубежье многослойно, так как его формирование происходило в результате нескольких волн эмиграции. Кроме того, русское зарубежье многонационально, оно включает себя русскоговорящих выходцев из стран бывшего Советского Союза – «русских евреев», «русских немцев», грузин, белорусов, украинцев и т.д. Поэтому определение «русскоязычные» по отношению к русскому зарубежью и к его СМИ является более подходящим и политически нейтральным. Но в научной литературе, в названии государственных организаций по-прежнему используется определение «русский». Следствием неоднородности русскоязычного зарубежья является ее неоднозначное отношение к метрополии, разная оценка ее политики, истории и т.д. События, происходящие в России, русская диаспора воспринимает эмоциональнее, чем в метрополии, а оценки этих событий в пространстве диаспоры резонируют, поляризуются, мифологизируются.

Яркой иллюстрацией этому являются события последних лет. Российско-украинский конфликт повлек раскол русскоязычного зарубежья. А вместе с диаспорой поляризовался и стан русской зарубежной прессы, русскоязычная аудитория оказалась втянутой в информационную войну. В ряде стран антироссийские настроения привели к отстранению русскоязычного медиасообщества от общения с официальными российскими структурами. Наиболее ярко проявилось это в Канаде, где внутри русскоязычной диаспоры сильно влияние выходцев из Украины. Помимо того, существовали и продолжают существовать издания, которые и до этого не сотрудничали ни с одной российской или советской структурой, например аргентинская монархическая газета «Наша страна».

Русскоязычная зарубежная пресса

Современная русскоязычная зарубежная пресса является большим и влиятельным сегментом мирового медиа-пространства. По некоторым данным, в 80-ти странах выходит около 3,5 тыс. русскоязычных СМИ. На русском языке читают, слушают и смотрят новости практически по всему миру, в том числе и в удаленных от России государствах, таких как Аргентина, Перу, Южная Корея, Таиланд, Австралия. В ряде стран сложились подсистемы русскоязычных СМИ внутри национальных медиасистем (например, в Израиле, Германии, США и на всем постсоветском пространстве).

«Русскоязычные СМИ в зарубежных странах» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Российские издания, выходящие за рубежом, являются сложносоставным продуктом. Часть их контента готовится местной редакцией, а часть является дайджестом российского издания. Еще один вариант распространения – две-три газеты под одной обложкой (например, «Горизонт +МК» в Австралии). Российские издатели основной доход получают не от рекламы и реализации тиража, а от продажи авторских прав – франшизы. Газеты, которые за рубежом выходят «под флагом» российского издания, являются продуктом местной редакции, при этом сохраняя бренд, дизайн и основные типологические признаки. Например, в еженедельнике «МК-Эстония» только часто контента от московского «МК» - около 15% от всего объема.

Еще одна группа изданий – национальные русскоязычные СМИ, которые не связаны с российскими брендами. Такие издания являются медиапродуктом русскоязычного зарубежья. С одной стороны, они отличаются чрезвычайным разнообразием и оригинальностью, так как зависят функционально от условий страны, в которой выходят, от ее политики, от традиций медиапотребления и т.д. Но с другой стороны, они имеют общие черты, так как ориентируются на специфическую аудиторию и демонстрируют схожие типологические модели. Кроме того, журналисты, которые их создают, являются представителями минимум двух журналистских культур – российской и страны пребывания.

Русскоязычные СМИ за рубежом – это традиционные журналы и газеты.

Понятие «русскоязычная пресса» требует уточнения, так как кроме собственно русскоязычных еще выходят издания, использующие несколько языков. Выделяют следующие типы таких изданий:

  • Дублированные издания. В этом случае выходят примерно одинаковые выпуски на языке страны пребывания и на русском языке (например, журнал «Русская мысль» выходит на английском, французском, немецком и русском языке).
  • Издания, в которых тексты параллельно представлены на двух языках в одном выпуске (например, «Azerbaijan review. Панорама Азербайджана» (на русском и английском).
  • Смешанные издания, в которых есть недублированные тексты на языке страны пребывания (например, «Спектр» в Финляндии, «Дипломатический курьер» в Германии). Наличие таких изданий указывает на устойчивые группы читателей - билингвистов.

Типологические модели русскоязычных изданий в зарубежных странах

Можно выделить следующие типологические модели русскоязычных зарубежных изданий:

  • Информационные;
  • Адаптационно-интеграционные;
  • Информационно-аналитические;
  • Популярные (познавательно-развлекательные, массовые);
  • Глянцевые и лайфстайл-издания;
  • Литературно-художественные и культурологические;
  • Презентационные;
  • Рекламно-информационные.

Зарубежные русскоязычные журналы и газеты имеют универсальный контент. Они представляют информацию на самые разные темы – от политики до медицинских советов и кулинарных рецептов.

Большинство русскоязычных изданий являются на сегодняшний день конвергентными медиа. Создаются форумы, сайты, блоги, которые в основном осуществляют информационное обслуживание русскоязычного населения, но также рассказывают о России и о русских местному населению. Это кросс-культурные проекты. Новые медиа оказывают влияние и на саму русскоязычную диаспору, и на процессы формирования коллективной идентичности, а также на структуру зарубежных русскоязычных СМИ.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 13.11.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot