Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Тренинг креативности в системе профессиональной подготовки персонала

Общая характеристика креативности

Определение 1

Тренинг креативности в системе профессиональной подготовки персонала - это инструмент активного обучения, ориентированный на повышение творческой активности в контексте трудовой деятельности работников.

Исследователи отмечают, что креативность представляет собой не единичную способность, а комплексную характеристику психики человека, в составе которой можно выделить следующие важнейшие компоненты:

  • интеллектуальные качества. К этой группе относятся такие качества, как гибкость (разнообразие возникающих идей), беглость мышления (способность породить большое число ассоциации и идей) и оригинальность (способность находить неочевидные, редкие, но в тоже время адекватные варианты). Человек, обладающий творческим мышлением, концентрируется не на отказе от неподходящих вариантов и критике, а на расширении видения поля проблемы, поиске неочевидных альтернатив. При этом активизируется ассоциативное мышление, воображение, способность к рекомбинации (представлять известное в необычных, новых сочетаниях),
  • личностные качества. В этой группе важнейшим качеством является открытость к получению нового жизненного опыта. Человек, обладающий этим качеством, готов принять всё новое, появляющееся в окружающей действительности, способен изменить сложившиеся представления, комфортно ощущает себя в неопределённости, смелый, игривый, любознательный, не испытывает тревоги из-за новизны обстоятельств. Внешне такие люди могут восприниматься как большие дети. Излишняя серьёзность плохо совместимо с креативностью. Если человек желает организовывать свою жизнь по единожды и навсегда установленным правилам, не признаёт спонтанность, он вряд ли будет креативен. Безусловно, наличие принципов и правил, организованность жизни важны, но креативные люди готовы пересматривать их при изменении обстоятельств, не стремятся жить по старинке, игнорируя происходящие изменения,
  • ценностные ориентации. Креативные люди высоко ставят ценности познания, развития, свободы. Они готовы к преобразованиям себя и тех жизненных обстоятельств, которые их окружают. Речь идёт не о пассивном приспособлении, а об активной позиции. Окружающий мир интересует их сам по себе, а не только в контексте возможности удовлетворить личные потребности.

Указанные качества в той или иной степени проявляются у всех людей, не являясь уникальной психологической особенностью. Однако степень их выраженности различается. У одних людей они сильны с рождения, а другие при желании могут их развивать.

Определение 2

Креативность - это творческие способности человека, проявляющиеся в готовности создавать принципиально новые идеи, отклоняющиеся от принятых или традиционных схем мышления, а также решать проблемы, порождаемые статичными системами.

В результате творческой деятельности создаются новые материальные и духовные ценности. По своей сущности творчество является культурно-историческим феноменом, обладающим двойственным психологическим аспектом:

  • процессуальным,
  • личностным.

Креативность как компонент творческой личности не связана с эрудицией. Исследователи утверждают, что на проявление креативности больше влияет средовой фактор, а не генетический. Однако для развития креативности нужны определённые предпосылки. Механизм развития креативности можно представить следующим образом: на базе общей одарённости под действием факторов микросреды складывается система личностных свойств и мотивов. После этого происходит преобразование общей одарённости в актуальную креативность. Соответственно, креативность можно рассматривать как результат синтеза одарённости и личностной структуры.

«Тренинг креативности в системе профессиональной подготовки персонала» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Препятствиями для проявления креативности являются:

  • тревожность,
  • низкий интеллект,
  • нейротизм.

Принципы организации тренинга креативности

Основная задача участников тренинга, особенно в начале обучения, состоит в формировании благоприятных условий для активной и продуктивной самостоятельной работы над собой. Не нужно подчёркивать своё превосходство, стремиться вызвать страх или восхищение. Никто не должен судить других участников. Каждый оценивает себя самостоятельно, определяя степень своей ответственности. Желательно, чтобы ведущий тоже выбрал позицию доброжелательного и понимающего друга, а не взыскательного судьи. Тренер только помогает, основная работа выполняется самими участниками. Некорректно ставить себя выше других, ссылаясь на профессиональную подготовку, наличие специальных знаний или жизненный опыт.

Основные принципы организации тренинга креативности:

  • принцип активности. Участники тренинговой группы проявляют активность особого рода. Участников в рамках тренинга вовлекают в действия, специально разработанные для развития способностей. К наиболее эффективным для достижения целей тренинга через осознание, апробирование и тренировку идей, способов поведения, приемов, относятся упражнения и ситуации, позволяющие активно действовать одновременно всем членам группы. Желательно, чтобы при проведении групповых дискуссий большая часть суждений и оценок исходила от участников, а не от ведущего;
  • принцип исследовательской позиции. Смысл этого принципа сводится к тому, что участники в процессе тренинга обнаруживают, осознают, открывают закономерности и идеи, известные психологам, а также собственные возможности, ресурсы и особенности,
  • принцип постоянной обратной связи. Обратная связь позволяет объективизировать поведение. Ведущий должен задавать и отслеживать обратную связь, по мере необходимости производя изменения в программе тренинга;
  • принцип партнерского общения. Общающиеся должны восприниматься друг другом как равные собеседники, имеющие право на собственную систему ценностей, позицию, интересы. Важно признавать ценность личности собеседника. Без этого невозможно создать атмосферу доверия, безопасности, открытости, позволяющую участникам тренинга экспериментировать и не стесняться ошибаться;
  • принцип добровольности участия. Каждый член группы самостоятельно принимает решение о том, хочет ли он участвовать в тренинге в целом и в выполнении конкретных упражнений. Каждый индивидуально определяет комфортную открытость и доверительность. Ведущий должен спокойно принимать отказ. Невозможно принудительно добиться положительных личностных изменений.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 19.06.2022
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot