Подходы к классификации религиозных систем
- Макс Вебер провел дифференциацию религий на основе религиозного поведения, необходимого для спасения души, в результате чего выделил два типа религиозных систем – мистицизм, исповедующий пассивное спасение души, и аскетизм, представители которого отстаивают активные формы спасения души.
- Систематизация религий по названиям (католицизм, православие, протестантизм, мусульманство, буддизм, иудаизм и другие.)
-
Классификация религий Р. Беллом включает следующие типы исторических религиозных систем:
- примитивные
- архаичные
- исторические
- ранние
- современные.
Примитивные религии
Примитивные религии были характерны для первобытнообщинного строя. Этим религиям присущ мифологический синкретизм, неразделенность профанного и сакрального, отсутствие религиозных организаций, деперсонифицированность богов.
К таким религиям относятся:
- Фетишизм, связанный с верой в сверхъестественные свойства определенных предметов, которые называются фетишами и являются объектами поклонения. Признаки фетишизма есть и в современных мировых религиях, так христиане верят в сверхъестественные свойства освященной воды, икон, святых Мощей.
- Тотемизм - вера в кровное родство рода с определенным материальным предметом или живым существом.
- Анимизм состоит в вере в наличие души у человека и других живых существ и даже предметов природы. Эти религиозные воззрения система способствовали формированию веры в бессмертие души, в реинкарнацию (то есть переселение душ) и т.п.
- Магия – это система колдовских ритуалов, посредством которых люди стремились оказать влияние на поведение животных, иных людей, на природные стихии, дабы изменить их в нужном направлении Магические обряды присутствовали у всех народов, отличаясь формой, содержанием и продолжительностью. Ряд отдельных магических ритуалов вошел в современные религиозные системы.
Архаические религии
Характерная их черта состоит в персонификации Божественных сил, то есть в наделении их людскими чертами, а также в появлении профессиональных служителей культа, к которым относились шаманы, жрецы и т.д., которые выступали в роли посредников между миром земным и миром божественным. Большинство религий этого времени - политеистические (языческие). Их можно разделить на религиозные системы Древней Индии, Славянское язычество и другие. Характерная особенность данных религиозных систем – это также возникновение первых культовых сооружений, служащих центрами не только религиозной, но и политической м культурной жизни.
Исторические религии
В них четко противопоставляются мирское и священное, возникает церковь, имеющая четко определенную внутреннюю структуру и иерархию. Характерные для религий этого типа черты – это преимущественно монотеистичность, т.е. вера в одного Бога, а также их распространение за пределы одного государства или одного этноса и достижение ими мировых масштабов. Среди религий этого типа Беллом выделялись христианство, ислам, а также иудаизм.
Ранние религии
Ранние религии являются определенным сдвигом в сторону потустороннего мира, рассматриваемого как главная сфера религиозной деятельности. Истоки спасения теперь следует искать не в какой-либо сфере ухода от реальности, а в самой гуще мирской деятельности.
Современные религиозные системы
Современные религиозные системы характеризуется плюрализмом. Религиозность становится все более индивидуализированной, выбор определенных религиозных символов и представлений становится свободным актом, который может реализовать каждый член общества.
К основным религиозным системам современности относятся мировые религии и национальные религии. К мировым религиям относятся вышедшие за границы одной страны или народа и охватили значительные пространства и значительное число верующих. Это такие религии, как буддизм, христианство и ислам. К национальным относят религиозные системы, распространенные в одном государстве или среди представителей одного этноса (например, индуизм, синтоизм и т.д.).