Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социальные исследования в США

Начальный этап социологических исследований в США

Уже к концу девятнадцатого столетия центр прикладной социологии, то есть практического менеджмента, переместился из Англии в Америку. Деятельность ранних научных менеджеров осуществлялась в эпоху классики капитализма – господство мелких и средних предприятий, свободу конкуренции на рынке, университетские научные идеалы. Ему на смену приходит неклассический, или монополистический капитализм, для которого характерными являются господство крупнейших корпораций, рыночная монополия, превращение науки в непосредственную силу производства.

Развитие науки социологии подразделено множеством историков на три основных периода. Первый период длился с конца девятнадцатого до двадцатых годов двадцатого столетия, доминантным в ту пору являлся интерес к реформам социального характера. Эмпирических познаний о реальных процессах в обществе совершенно недоставало. Поэтому те, кто думал о каких-либо инновациях, проектах в социуме, преобразовании практических людских отношений, вынуждены были брать ориентир скорее на теоретические построения и здравый смысл. Да и теория тогда понмалась или как общность социально-философских суждений, или как философская дискуссия об отличиях меж реальным и должным.

Замечание 1

Напомним, что этот период был интересен так называемыми социальными исследованиями, цель которых состояла в социальной диагностике злободневных общественных проблем, привлечении внимания к ним со стороны прессы и выработке практических рекомендаций.

Под прикладной социологией в ранние ее периоды понималась не специализированная система мероприятий со своей процедурой и отлаженным механизмом внедрения, как сейчас это принято, а подвижнический акт выдающихся личностей, инженеров социальной сферы – Ф. Тейлора, Г. Тауна, Г. Эмерсона, С. Томпсона.

Не пренебрегали практической деятельностью и академические социологи: А. Смолл проходил службу в Чикагской Гражданской федерации, У. Томас. – в Чикагской Вице-комиссии, Р. Парк – в Чикагской городской Лиге.

С чикагской школой связан расцвет эмпирической, а во множестве и прикладной социологии (исследования экологии, урбанизации, отношений трудового характера) в ранний период.

«Социальные исследования в США» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Прикладное направление исследований

Видными выразителями прикладного направления стали представители движения в Америке "научный менеджмент". Лидером являлся Ф. У. Тейлор (1856–1915). Его назвали автором наиболее эффективной в мире системы научной трудовой организации труда. Собственные основные эксперименты он проводил в девяностые годы девятнадцатого столетия. Система Тейлора обладает комплексным характером – она меняет не только структуру по управлению предприятием, но и самые элементарные ежедневные трудовые человеческие приемы. Ни до, ни после уже никто не претендовал на такой универсализм.

Тейлору приписывали открытие модели экономического человека, якобы не видящего в труде другого смысла, как только обрести больше денежных средств. Тем не менее, как демонстрирует наиболее глубокий анализ его высказываний, Тейлор не признавал деньги ни главной, ни единственной мотивацией. Он считал, что прибавка к зарплате "съедена" посредственной организацией труда, а также административным произволом. Стоит рабочему на сегодняшний день работать больше, как завтра ему понизят расценки, и заставят трудиться больше за те же деньги. Рабочие, которые прекрасно осведомлены об этом, придумали ответное оружие – сознательную ограниченность нормы выработки. В его базисе – механизм группового давления и блокировка формальных норм с помощью неформальных. Сегодня феномен работы с прохладцей именуется рестрикционизмом («restriction» – «ограничение») и является одним из центровых вопросов трудовой социологии. Длительное время честь его открытия, как и группового фактора, приписывали теоретикам "человеческих отношений" (30-е годы 20 столетия). Но первооткрывателем все же явился Тейлор.

Развитие социальных исследований

В первой четверти двадцатого столетия США стали уже мировым лидером в развитии эмпирической социологии. Уже к 1910 году в государстве проведено было приблизительно три тысячи эмпирических исследований с применением новейшей статистической техники. Уже в первой методологической программе – физикализме – Дж. Ландбергом (1930-е гг.) заявлялись центральные принципы методологии количества:

Благодаря усилиям Г. Блейлока, П. Лазарсфельда, П. Бриджмена, Р. Мертона, У.Огборна, Г. Зеттерберга заложен статистико-математический и методико-методологический фундамент эмпирической социологии. Вторжение математической науки в социологию обогащало ее факторным, кластерным, корреляционным, лонгитюдным и иными методиками анализа данных, а взаимодействие с психологической наукой вело к развитию точных методик измерения явлений: шкал, тестов, социометрии, психодиагностических, прожективных процедур и т.п. Статистические методики в инструментах исследований социологии в результате преобладали в 1940-е годы. В 1941 году вышел первый учебник статистики для социологов, большое значение стало придаваться и оценке репрезентативности данных.

Согласно мнению А. Гоулднера, даже Э. Дюркгейма необходимо квалифицировать как прикладного социолога. В доказательство он сослался и на главу "Практические следствия" в книге Дюркгейма "Самоубийство" и на его рабочие рекомендации "О разделе общественного труда". В книге "Правила социологической методики" Дюркгейм указал на то, что наука социологии обязана дать правила действий на будущее.

В 1960-е годы чикагцы придумали особенную технику эмпирического исследования (включенное наблюдение) и ее успешно пользовали. Хотя вернее было бы говорить о том, что социологи из Чикаго заимствовали свойственные антропологии приемы по наблюдению, и удачно переносили их на собственную почву. В основе чикагского варианта включенного наблюдения лежали три принципа:

  • изучать индивидов в естественном окружении либо определенной жизненной ситуации;
  • обследовать индивидов методикой прямого взаимодействия с ними;
  • достигнуть аутентичный с ними уровень понимания социального мира, сделав теоретические заключения в терминологии мировоззрения членов изучаемых групп.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.06.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot