Общение —это многоплановый процесс установления и последующего развития контактов между людьми), обусловленный потребностями их совместной деятельности и включающий в себя три составляющие: коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию.
Подходы к изучению общения
Общение — это одна из наиболее распространенных категорий, которая имеет описание в философской, социологической, психологической и педагогической литературе. Принято большое число трактовок понятия общения, поскольку интерес ученых разных наук к представленному феномену растет.
Каждая сфера, занимающаяся исследованием общения, рассматривает этот феномен с разных позиций и смыслы, вкладываемые в категорию «общение» отличаются. Данный факт, в свою очередь, способен усложнять процесс формирования единого общего понимания категории «общение», которую можно было бы использовать во всех дисциплинах.
Многие исследователи занимались и продолжают заниматься изучением и анализом общения и общительности. Определение этой категории можно найти в трудах Б. Ф. Ломова, Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, Б. Д. Парыгина, М. С. Каган и др. Они рассматривали термин «общение» в соответствии с пониманием его в разных отраслях знаний, включая PR, социальную психологию и социологию.
Основные виды и формы общения в своих работах характеризовали Р. С. Немова, И. Н. Кузнецов, О В. Лунева, М. В. Рыжов, Д. И. Фельдштейн и др.
Выделяют 3 основных подхода к исследованию общения:
- Информационный подход, в соответствии с которым главная цель общения состоит в его коммуникативной стороне (обмене, передаче и получении сведений);
- Интерактивный подход, в основе которого лежит положение о том, что общение представлено взаимодействием (организацией взаимодействия между людьми, обменом знаниями, идеями и действиями);
- Перцептивный подход, который видит главной особенностью общения процесс восприятия друг друга собеседниками (на этой почве устанавливается взаимопонимание).
Особенности общения
Все стороны общения обладают самостоятельным значением и в разных ситуациях. Полноценное общение проявляется при наличии всех сторон. Рассмотрим, каким образом, понимали категорию «общение» сторонники информационного подхода.
Определение «общения», которое можно увидеть в трудах А. А. Бодалева, трактуется в качестве средства «паблик рилейшнз». Оно взято из самого определения PR, которое представляет собой взаимодействие людей. В его содержание входит обмен информацией посредством различных коммуникационных средств для установления взаимоотношений между людьми».
М. С. Каган рассматривал общение в качестве взаимодействия между двумя субъектами, являющимися соучастниками совместного дела. Данный процесс обладает практическим, духовным, эмоциональным и информационным характером. В его результате субъекты приходят к выработке результативной информации.
Существует и другой подход к общению, называемый интерактивным. Так, в трудах Б. Ф. Ломова «общение» было определено в качестве специфической формы взаимодействия людей. Здесь проявляется двухсторонний обмен представлениями, интересами, идеями, настроениями и установками. С помощью общения конкретный человек может овладевать «фондом духовного богатства», который создан другими лицами. Вследствие этого происходит преодоление ограниченности его индивидуального опыта. Наряду с этим посредством общения он способен вносить в этот «фонд» то, что было создано им самим. Именно этим определена роль общения в жизни индивида.
Б. Д. Парыгин в своих исследованиях определяет общение, как очень сложный и многогранный процесс. Он способен в одно и то же время выступать как процесс взаимодействия индивидов и в качестве отношения индивидов друг к другу. Также, данный процесс способствует взаимовлиянию, сопереживанию и взаимному пониманию людей, представляя собой необходимое условие существования и социализации.
Сторонники перцептивного подхода представлены учеными, которые рассматривают категорию «общение» с позиции социальной психологии, где она представляется в качестве сложного процесса взаимодействия между людьми.
Процесс общения в соответствии с этой концепцией состоит в обмене информацией, а также в восприятии и понимании собеседниками друг друга. Субъекты общения — это живые существа, люди. В принципе общение присуще для любых живых существ, но только на уровне человека процесс общения может стать осознанным, связанным через вербальные и невербальные акты. Человек, который передает информацию, назван коммуникатором, а тот, кто ее получает — реципиентом.
Виды общения
Общение представляет собой взаимодействие между людьми (субъект - субъектное отношение). С его помощью характеризуется базовая потребность человека включения в социум и его культуру. Общение отличается от коммуникации тем, что предполагает не только информационную, но и личностную (экзистенциальную) связь между индивидами. Все это, в свою очередь, призвано обеспечивать нелинейное движение информационных потоков в системе общения, включая прирост личностно значимых сведений.
В соответствии с содержанием общение может быть:
- Материальным (обмен предметами и продуктами деятельности людей, предназначенными для удовлетворения актуальных потребностей);
- Когнитивным (обмен знаниями между индивидами);
- Кондиционным (обмен психическими или физиологическими состояниями);
- Мотивационным (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);
- Деятельностным (обмен действиями, операциями, умениями и навыками).
В зависимости от целей общение может быть биологическим (требуется для поддержания, сохранения и развития человеческого организма), социальным (необходимо для расширения и укрепления межличностных контактов, установки и развития интерперсональных отношений и личностного роста).
Примитивное общение характеризует «нужность» (человек оценивает другого человека в качестве нужного или ненужного объекта). Если человек нужен, то в контакт с ним вступают активно, в противном случае происходит «отталкивание» острыми репликами.
Деловое общение представляет собой вид общения, основой которого является учет особенностей личности (настроение собеседника, его интересы и др.). Основная особенность этого типа общения состоит в осуществлении в форме переговоров.