Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе межпредметного подхода

Понятие коммуникативной компетенции

Определение 1

Коммуникативная компетенция – это знание языка, его фонетики, лексики и грамматики, стилистики и культуры речи, владение данными языковыми средствами и механизмами речи – говорением, аудированием, чтением и письмом в пределах социальных, профессиональных и культурных потребностей человека.

В современной методике преподавания иностранного языка, ведущей компетенцией является коммуникативная, включающая следующие компетенции:

  • лингвистическую, то есть языковую;
  • речевую, то есть социолингвистическую;
  • дискурсивную;
  • стратегическую, то есть компенсаторную;
  • социальную, то есть прагматическую;
  • социокультурную;
  • предметную;
  • профессиональную.

Коммуникативная компетенция состоит из умения осознанно отобрать языковые средства, помогающие осуществлять общение в соответствии с речевой ситуацией, адекватно воспринимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в требуемом объеме, создавая собственные связные высказывания различной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.

Охарактеризуем основные компоненты коммуникативной компетенции:

  • грамматическая или лингвистическая компетенция, предполагает систематическое знание грамматических правил, словарных единиц и фонологии, преобразующих лексические единицы в осмысленные высказывания;
  • социолингвистическая компетенция – способность выбрать и использовать адекватные языковые формы и средства на основании цели и ситуации общения, социальных ролей участников коммуникации, то есть партнеров по общению;
  • дискурсивная компетенция – способность выстраивать целостные, связные и логичные высказывания разных функциональных стилей в устной и письменной речи на основании понимания разных типов текстов во время чтения и аудирования;
  • социокультурная компетенция – знание культурных особенностей носителя языка, их привычки, традиции, нормы поведения и этикета, умение понимать и адекватно пользоваться ими в процессе общения, но при этом оставаться носителем другой культуры.

Обучение иностранному языку предполагает изучение его в качестве средства международного общения через:

«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе межпредметного подхода» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • формирование и развитие базовых коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности;
  • коммуникативно-речевое вживание в иноязычную среду стран изучаемого языка и развитие всех составляющих иноязычной коммуникативной компетенции;
  • социокультурное развитие школьников в контексте европейской и мировой культуры посредством страноведческого, культуроведческого и лингво-культуроведческого материала.

Сущность коммуникативного подхода к обучению иностранному языку

Коммуникативный подход при обучении иностранному языку представляет подход, который направлен на формирование у учеников смыслового восприятия и понимания иностранной речи, а также овладение языковыми материалами, чтобы выстраивать речевые высказывания.

Коммуникативный подход при обучении иностранному языку, в первую очередь должен научить учеников свободному ориентированию в иноязычной среде, а также умению адекватно реагировать в разных языковых ситуациях.

Впервые коммуникативный подход в обучении иностранному языку сформировался в 70-х годах в качестве результата работы экспертов Совета Европы. С этого момента данный подход широко распространился по всему миру и превратился в один из основных методов обучения иностранному языку. Именно этот метод самый популярный среди всех методик и направлен на практическое общение.

Данная методика прекрасно работает в США и Европе. Коммуникативная методика направлена на возможность общения. Из четырех оснований, на которых основан любой языковой тренинг:

  • чтение;
  • письмо;
  • говорение;
  • восприятие речи на слух

повышенное внимание уделяют именно двум последним.

За последние 30 лет понимание особенностей преподавания иностранных языков существенно изменилось, и использование коммуникативного подхода стало результатом нового понимания. Ранее обучение иностранному языку преимущественно было направлено на развитие грамматических компетенций. Считалось, что грамматические упражнения способствуют выработке привычки правильного использования языка. Через заучивание диалогов и фраз наизусть, исправление ошибок в устной или письменной форме, постоянный контроль учителем, можно избежать формирования неправильной речи. Но коммуникативный подход в первую очередь фокусируется не на правильности языковых структур, а на некоторых других параметрах:

  • взаимодействие участников в процессе общения;
  • уяснение и достижение общей коммуникативной цели;
  • попытки объяснить и выразить вещи разными способами;
  • расширение компетенций одного участника коммуникации посредством общения с другими участниками.

Коммуникативный подход при изучении иностранных языков является ведущим и выступает как платформа для создания учебных программ, пособий и методик обучения. Революционная особенность данной концепции состоит в том, что аппарат формирования текста на уровне предложений, а именно грамматика и лексика, не рассматриваются в качестве цели обучения сами по себе, но представляют собой средство достижения коммуникативных целей.

Цель формирования коммуникативной компетенции – состоявшийся коммуникативный акт. Внедрение в практику изучения иностранного языка коммуникативно-ориентированного подхода предпринималось, чтобы сохранить и умножить богатство языкового и культурного наследия разных народов, чтобы интенсивно обмениваться технической и научной информацией, достижениями в сфере культуры, идеями, рабочей силой, чтобы повышать уровень мобильности людей. Ключевой принцип данного подхода – ориентаций на овладение языком в качестве средства общения в реальных жизненных ситуациях, которые актуальны для учеников.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot