Особенности общения ребенка дошкольного возраста со взрослым
Общение дошкольников со взрослыми имеет свою специфику на разных этапах их возрастного развития. Если в раннем возрасте ребенок воспринимает взрослого как близкого человека, который всегда находится рядом и помогает в организации его жизнедеятельности, то, начиная с дошкольного возраста, общение приобретает иной характер. Оно реализуется в направлении познания ребенком окружающего мира и стремлении к самостоятельности во всех видах и формах деятельности.
Общение дошкольников со взрослыми реализуется в формах:
- Познавательной ориентации.
- Личностной ориентации.
Познавательная ориентация общения присуща для детей младшего и среднего дошкольного возраста. В этот период развития ребенок стремится к познанию окружающего мира и «засыпает» взрослых вопросами об основах его устройства и функционирования. Ребенку интересно расширение круга своих знаний, и он рассматривает взрослого именно в качестве источника получения этих знаний.
Личностная же ориентация общения начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, когда ребенку становится интересен мир отношений между людьми, и он стремится узнать о нем как можно больше. У него начинает проявляться интерес к самому взрослому, его личности и их отношениям. В ходе личностной ориентации общения со взрослыми происходит постижение ребенком себя, своей личности и формируется его самооценка.
В ходе общения со взрослым происходит постижение ребенком норм человеческих отношений. Потому, важна правильная организация взаимоотношений между ребенком и взрослым.
Организация взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования у детей навыков общения
Взаимодействие ДОУ с родителями – это процесс организации сотрудничества, достижения понимания в вопросах воспитания детей и выработки ориентиров их развития, а также реализации единой направленности воспитательной работы.
Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников является одним из способов социального становления ребенка и развития его коммуникативных навыков. В направлении социально-коммуникативного развития воспитанников взаимодействие с семьями осуществляется в следующих направлениях деятельности:
- Организация педагогического просвещения родителей. Оно связано с повышением их педагогической компетентности и выработке адекватной линии взаимодействия с детьми, способствующей формированию у них коммуникативных навыков. Просвещение реализуется в форме проведения индивидуальных и групповых консультаций, бесед с родителями по вопросам коммуникативного развития детей и установления родителями с ними продуктивного общения.
- Проведение родительских собраний. На них освещаются темы социально-коммуникативного развития воспитанников, способы установления взаимодействия между ребенком и взрослым, формирования доверительных отношений с дошкольниками разных возрастных групп.
- Организация пропаганды коммуникативного развития подрастающего поколения. Она реализуется за счет размещения информации данного характера на стендах в ДОУ, в родительских уголках.
Чтобы добиться положительных результатов от взаимодействия с родителями воспитанников в направлении коммуникативного развития дошкольников, требуется реализация открытости дошкольного образовательного заведения для родителей т.е. предоставление всей необходимой информации о развитии детей и оказание помощи в вопросах воспитания и установления взаимодействия с ребенком.
Формы организации работы с родителями с целью коммуникативного развития дошкольников
Формирование коммуникативного взаимодействия между дошкольниками и взрослыми является важным направлением воспитательной деятельности. Оно ориентировано на социальное становление личности, усвоение ею норм социального поведения и формирование навыков установления коммуникативного взаимодействия со взрослыми людьми.
Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников реализуется в следующих формах:
- Привлечение родителей к воспитательной работе ДОУ. Родители привлекаются к организации различных мероприятий, участвуют в конкурсах, соревнованиях викторинах, праздниках, культурных походах, экскурсионных поездках и т.д.
- Проведение семинаров-практикумов. Они ориентированы на просвещение родителей в вопросах коммуникации дошкольников. Они формируют навыки построения продуктивного взаимодействия с детьми, способствуют профилактики развития конфликтных ситуаций между ребенком и взрослым, формируют навыки установления родителями диалогового общения с детьми.
- Проектная деятельность. Она предполагает создание совместных проектов разных тем детьми и родителями. В ходе реализации проектов происходит установление сотруднических отношений между ребенком и взрослым. Обе стороны учатся учитывать интересы и взгляды друг друга, приходить к общим решениям, поставленных задач.
- Составление семейного древа. Оно позволяет приблизить ребенка к своим корням, к семейным традициям и ценностям. Что касается коммуникативного развития, то в ходе создания древа укрепляются взаимоотношения с родителями, а в ходе его представления в ДОУ происходит развитие языковых способностей, развивается свобода речевого поведения.
Любые формы взаимодействия с родителями ориентированы на коммуникативное развитие дошкольников и формирование их коммуникативной мотивации. Происходит укрепление потребности ребенка в коммуникативном взаимодействии со взрослым и улучшаются отношения между родителями и детьми. Установление положительных взаимоотношений с близким взрослым стимулирует развитие коммуникативных навыков взаимодействия дошкольников с другими взрослыми и обеспечивает выработку доверия к ним. Дошкольники учатся слушать взрослых, принимать их мнения и идеи, проявлять милосердие и сопереживание по отношению ко взрослым и сверстникам.