Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Управление качеством развития интеллектуальных способностей взрослых средствами деятельностно-ценностных задач

Методики развития интеллектуально-личностного ресурса

Определение 1

Интеллектуальные способности – это интегральная умственная способность, которая включает возможность обучаться, делать заключения, планировать, понимать и применять абстрактные концепции и использовать собственные знания для управления окружающей средой.

Противоречия содержания образования и реальности, приводящие к снижению возможностей становления личности и ментального опыта, вызвали развитие ресурсного подхода, а также методик, направленных на личностное и профессиональное развитие субъекта и развитие интеллектуально-личностного ресурса индивида.

Методики развития ментального и интеллектуально-личностного ресурса направлены на развитие интенциональной, когнитивной, смысловой, регулятивной и личностной составляющих, чтобы получить фокусированные результаты в самых разных типах деятельности. Для этого используют дифференционно-интеграционные принципы развивающей направленности субъектов. Принципом интеграции предполагается единство в работе всех социальных институтов, чтобы интеллектуально развивать каждый субъект.

Принципом дифференциации и индивидуализации отражена необходимость создать условия для комплексного проявления и развития способностей каждого субъекта.

Разработка методик, которые направлены на развитие интеллектуально-личностного ресурса, базируется на следующих положениях:

  • обогатить и организовать ментальный (интеллектуальный) ресурс человека – ключевой ресурс интеллектуального и продуктивного поведения;
  • развивать и интеллектуализировать все основные психические процессы (восприятие, внимание, память, речь, воображение), чему способствует понятийное мышление;
  • изучать и развивать особенности функционирования понятийного мышления, что выступает как ключ к пониманию того, как устроен интеллект.

Понятийное мышление характеризуется интеллектуальной децентрацией, образованием пирамиды понятий, которая обеспечивает встраивание новых понятий в стабильную структуру опыта, то есть чувствительность к противоречиям и переносному смыслу в качестве выражения полноты понимания.

Понятийное мышление – основа понятийных способностей, которые состоят из:

«Управление качеством развития интеллектуальных способностей взрослых средствами деятельностно-ценностных задач» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • семантических способностей – усвоения, хранения и актуализации содержания словесных знаков;
  • категориальных способностей – выделения и оперирования категориальными признаками разной степени обобщенности;
  • концептуальными способностями – порождением новых ментальных содержаний.

Один из основных предикторов продуктивности методики интеллектуально-личностного развития – содержание научно-учебных и деятельностно-ценностных задач, которые разрабатываются на основании задействованности признаков сформированности семантических, категориальных и концептуальных способностей, а также уровня развития целостной понятийной системы.

Для этого содержание образования включает четыре блока задач, которые предназначены для 4-х уровней сформированности понятийной системы, а также признаки развития концептуальной структуры:

  • первому уровню характерна изолированность отдельных понятий, единичность в интерпретации результатов, то есть минимальная дифференциация и интеграция, которые сопровождаются когнитивной простотой;
  • второй уровень характеризуется возрастанием дифференциации понятий и недостатком интеграции, что сопровождается неустойчивостью суждений и неуверенностью;
  • третьему уровню характерны умеренные показатели дифференциации и интеграции, открытость новому опыту, рефлексивная самооценка;
  • четвертый уровень характеризуется высоким уровнем дифференциации и интеграции, которые сопровождаются гибким мышлением, пониманием причинно-следственных связей.

Принято выделять несколько основных линий интеллектуального развития субъектов в процессе реализации методик развития интеллектуальных способностей:

  • обогащение когнитивного опыта через актуализацию разных способов кодирования информации, формирование когнитивных понятийных схем и способов интеллектуальной деятельности;
  • обогащение понятийного опыта через расширение семантических полей научных понятий, выделение их существенных признаков, самостоятельное конструирование понятий;
  • обогащение метакогнитивного опыта через развитие способности планирования, прогнозирования и оценки собственной деятельности и результатов.

В ходе развития интеллектуальных способностей индивид приобретает знания и опыт, у него развиваются когнитивные способности, формируется система смыслов и ценностей.

Деятельностно-ценностные задачи

Определение 2

Деятельностно-ценностные задачи – это основа технологии образования в глобальной информационной сети, обеспечивающая развитие индивидов в открытом информационном пространстве, учащая взаимодействию с окружающим миром, формирующая систему личностных ценностей, которые имеют определенное значение для социума.

Деятельностно-ценностные задачи помогают формировать и развивать мотивацию исследовательской деятельности, так как:

  • способствуют реализации познавательной потребности личности, ее стремления к творчеству;
  • представлены адекватными ученическому возрасту способами введения в мир научной работы;
  • дают возможности актуализировать и активизировать познавательный интерес, так как имеют проблемный характер;
  • организуют процесс управления поиском;
  • превращают процесс обдумывания гипотезы в публичный, что представляет лучшее средство для запуска идеи;
  • провоцируют поиск необходимой информации в разных источниках;
  • создают условия личностно-ориентированного взаимодействия через диалог на индивидуальных занятиях и работая в малых группах.

Деятельностно-ценностная задача может быть междисциплинарного характера, стимулирует процесс многоаспектного осмысления того или иного явления и представляет собой хорошую основу для организации междисциплинарного обучения.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 15.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot