Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Историческая и социальная обусловленность воспитания

Историческая обусловленность

Цели воспитания постоянно выражают историческую необходимость общества в подготовке подрастающего поколения, которое сможеть в будущем реализовывать различные функции и играть соответствующие общественные роли. Педагогика показывает, что в различные исторические периоды, в разных государствах и у разных народов были собственные цели воспитания. Они динамичны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер. Так, Я. А. Коменский считал, что воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание), почитание Бога (религиозное воспитание).

Британский философ и преподаватель Дж. Локк заявлял, что основная задача воспитания – сформировать джентльмена, человека, «умеющего вести дела мудро и предусмотрительно». Германский воспитатель И. Гербарт целью воспитания считал всестороннее развитие личностных интересов, нацеленное на гармоничное существование человека.

В современном мире цели воспитания разнообразны, так как определяются потребностями постоянно развивающегося общества. Процесс воспитания может зависеть от таких причин, как темпы общественного и научно-технического прогресса, уровень развития педагогической науки, возможности учебных заведений, учителей и учеников. Данные условия могут меняться в зависимости от конкретной исторической обстановки.

В отечественной педагогической доктрине сегодня в роли одной из приоритетных целей воспитания принято всестороннее гармоничное становление личности.

Особенности воспитания в разные исторические периоды

С тех пор как появилось человечество, люди начали заниматься воспитанием подрастающего поколения. Впрочем целенаправленным действием оно стало только с возникновением профессии воспитателя, педагога, учителя.

В первобытном обществе основная задача воспитания состояла в подготовке ребенка к жизни и формированию у него навыков выживания.

В Древней Греции воспитательный идеал формировался из понимания гармонии телесных и духовных сил. Фаллес, Гераклит, Демокрит в своих трудах отмечали ряд положений по воспитанию достойного человека. Платон обосновал систему образования и воспитания, целью которой было создание «идеального государства». Аристотель особое внимание уделял нравственному воспитанию, отводя при этом основную роль в воспитании семье.

Целью спартанского воспитания быа подготовка физически сильных, мужественных и дисциплинированных воинов.

В средние века образование и воспитание имело конфессионный нрав. Целью были религиозный аскетизм, умерщвление плоти и духовное возвышение личности для поддержания божественного благочестия.

В эпоху Возрождения воспитательный процесс претерпел некоторые изменения. Эразм Роттердамский, к примеру, провозглашал принцип активности воспитания, полагая, что к нему надо прибегать с первых лет жизни человека. Томас Мор, отвергая бесчеловечность рыцарского воспитания, выделял совмещение в человеке общественных и личностных достоинств, таких как скромность, добродетель, трудолюбие, доброта.

Историческая и социальная обусловленность процесса воспитания

С развитием капиталистических взаимоотношений поменялись и взгляды на цели воспитания. В период Нового времени А. Дистервег видел цель воспитания в подготовке подрастающего поколения к благополучной жизни; Н.И. Пирогов – в подготовке служителя Отечества, К.Д. Ушинский – в подготовке труженика и патриота. Я. Коменский первым аргументировал принцип природосообразности в воспитании. Нравственному формированию личности отводили главное место Ж. -Ж.Руссо, Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт.

В XX в. педагогические идеи начали развиваться на базе демократических концепций светского и религиозного направления. Э. Шпрангер и Ж. Сартр основными аспектами воспитания считали психологические и ценностные установки личности.

И так в любой исторической ситуации менялись цели и сущность процесса воспитания, плавно подстраиваясь под конкретные исторические обстоятельства.

Социальная обусловленность

Цели, задачи и характер образовательно-воспитательного процесса социально обусловлены, то есть зависят во многом от социального заказа государства и общества в конкретный период.

«Историческая и социальная обусловленность воспитания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Социальная обусловленность относится к общественному процессу изучения людей в сообществе. Каждый человек живет в определенном сообществе, а значит так или иначе подвержен его влиянию. Взаимодействуя с другими, человек проходит так называемую социализацию: усваивает знания, получает опыт, ориентируется на конкретные примеры. Этот процесс двусторонен, поскольку люди не только получают что-либо от общества, но и сами так или иначе передают информацию, умения, ценности и т.д. Многие строят свою деятельность в последующем исключительно с учетом одобрения окружающими.

Действие социальной обусловленности велико, но оно, как правило, относится к группе общественных текстур, включая образование, работу, отдых, массовую культуру, религию, духовность и домашнюю жизнь.

Историческая и социальная обусловленность процесса воспитания

Социальная обусловленность является актуальной темой для обсуждения роли и сущности воспитания в формировании характера и возможностей человека. В частности, в ходе воспитания деятельность и межличностное общение выступают основными факторами формирования сознания и самосознания ребенка, становления его нравственной направленности и ведущих личностных качеств.

В настоящее время помимо прочего существует большое количество воспитательных целей, выдвигаемых социальными группами, партиями, религиозными и общественными организациями, отдельными людьми. Такое разнообразие оказывает сильное воздействие на детей, порождая растерянность, цинизм, скепсис и отчужденность от настоящей культуры.

Педагогика сегодня призвана выявить и обозначить все разнообразие общественных устремлений, их эталоны и воспитательные цели, вычислить их тенденции, нрав и настоящую значимость в публичном взаимодействии.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot