Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Средства и методы нравственного воспитания

Понятие нравственного воспитания

Определение 1

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям их народа и всего человечества.

Чтобы сформировалось любое нравственное качество, необходимо, чтобы этот процесс протекал осознанно. В связи с этим особое значение приобретают знания, на базе которых у ребенка будет идти формирование представлений о сущности нравственных качеств, их необходимости и преимуществах овладения ими.

Иными словами, ребенок должен иметь желание овладеть тем или иным нравственным качеством, то есть у него должны возникнуть мотивы его приобретения. Появление мотива предполагает отношение к качеству, которым формируются социальные чувства.

То есть, механизм нравственного воспитания состоит из знаний и представлений, на которые наслаиваются мотивы, следом идут чувства и отношения, навыки и привычки, а заканчивается все определенным поведением и поступками. Все это формирует нравственное начало.

Главной особенностью механизма нравственного воспитания выступает отсутствие взаимозаменяемости, так как каждый из механизмов важен и не может исключаться или заменяться на другой.

В дошкольной педагогике принято выделять три категории задач нравственного воспитания:

  • формирование нравственного поведения, то есть элементарных навыков организованного и дисциплинированного поведения, а также положительных взаимоотношений и самостоятельности;
  • формирование нравственных чувств и отношений, т. е воспитание первых гуманных чувств: доброты, заботливости, внимательности, доброжелательности, а также качеств, требующихся в современном обществе (данная группа задач отличается подвижностью, она формируется на основании исторического этапа и конкретных условий жизни общества);
  • формирование нравственного сознания включает формирование первых нравственных убеждений, которые должны превратиться в регуляторы действий и поступков человека.
«Средства и методы нравственного воспитания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Средства нравственного воспитания

Средства нравственного воспитания разбиты на несколько групп:

  • художественные средства состоят из художественной литературы, изобразительного искусства, музыки, кино, диафильмов и пр. Данная группа важна в связи с тем, что она помогает эмоционально окрашивать познаваемые моральные явления. Дети живо и эмоционально воспринимают сказки, которые читают, стихи и рассказы, рассматривают иллюстрации к произведениям. Художественными средствами наиболее эффективно можно сформировать у детей моральные представления и чувства;
  • природа – значимое средство воспитания чувств и поведения, так как она предоставляет возможность вызвать у детей гуманные чувства, желание заботиться о ком-то, кто слабее, кому нужна помощь, защитить его;
  • собственная деятельность детей: игровая, трудовая, учебная, художественная. Эти типы деятельности необходимы для воспитания практики нравственного поведения;
  • общение - выполняет роль корректировщика представлений о морали и нравственности;
  • атмосфера, в которой живет и растет ребенок: доброжелательная, насыщенная любовью, или напротив, жестокая и безнравственная. Обстановка, которая окружает ребенка, является незаменимым средством воспитания чувств, представлений и поведения.
Замечание 1

Выбор средств воспитания основывается на ведущей задаче, возрасте детей, уровне их общего и интеллектуального развития, а также этапе развития нравственных качеств.

Методы нравственного воспитания

Методы нравственного воспитания разделяют на три группы:

  • методы формирования нравственного поведения, состоящие из приучения, упражнений, руководства деятельностью;
  • методы формирования нравственного сознания, состоящие их убеждения, разъяснения, внушения и беседы;
  • методы стимулирования чувств и отношений, включающие поощрение и наказание.

Эффективность от применяемых методов можно ожидать только при соблюдении следующих условий:

  1. Любой метод или группа методов должны быть гуманны, не должны унижать ребенка или нарушать его права. Это касается детей любого возраста – от младенческого до совершеннолетия.
  2. Методы должны быть реальным, осуществимыми, требующими логического завершения.
  3. Методы не должны применяться однотипно и шаблонно, одинаково ко всем детям и во всех ситуациях. Если это условие не соблюдается, то метод убеждения может стать назиданием и перестанет приносить ожидаемых результатов.
  4. Методы воспитания должны применяться тактично. Дети не должны понимать и чувствовать, что их воспитывают. Наилучший эффект предоставляется опосредованным воздействием, а это большое искусство, которым педагоги овладевают только если умеют бережно относиться к детям.
  5. При подборе методов необходимо предвидеть ряд возможных результатов их влияния на конкретного ребенка. Если педагог не уверен в успехе или считает, что реакция будет слишком бурной – от выбранного метода необходимо отказаться.
  6. Применение методов нравственного воспитание предполагает большое терпение и терпимость. Работая с дошкольниками нельзя рассчитывать на то, что результат будет моментальным и постоянным. Необходимо с пониманием относиться к тому, что результат может быть достигнут не сразу и, возможно, не совсем в том объеме, который ожидал педагог. Например, при развитии правильной речи у детей с заиканием.
  7. В нравственном воспитании детей дошкольного возраста преобладают практические методы, которыми предполагается процесс обучения ребенка определенным способам действия. Например, такой метод может использовать пример поведения взрослого в качестве образца для подражания. Положительные поступки взрослого сами по себе не дают гарантий таких же поступков у детей. Важно грамотно организовывать наблюдение за поступками взрослых, так же как и практику поведения.
  8. Методы нравственного воспитания личности должны применяться не изолированно, а комплексно.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot