Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие творческого мышления в процессе изобразительной деятельности дошкольников

Понятие творческого мышления и необходимость его развития

Определение 1

Творческое мышление – это мышление, направленное на генерирование новых идей, нестандартных подходов к решению какой-то задачи.

Творческое мышление позволяет видеть необычное в обыденном, находить интересное в том, что кажется совершенно не привлекательным.

Творческое мышление. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Творческое мышление. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Данный вид мышления активно развивается именно в дошкольном возрасте. Это обусловлено тем, что ребенок способен замечать в окружающем мире то, что не замечают взрослые, в силу своего полноценно развитого мышления и интеллекта. В мышлении дошкольника заложен компонент воображения. Это позволяет ему наделять объекты окружающего мира интересными свойствами, которые не присуще им и носят фантастический характер. Таким образом, ребенок мыслит не как взрослый, а креативно, предлагает множество нестандартных вариантов развития событий и решения обыденных задач.

Творческое мышление дошкольника развивается в ходе его фантазирования. Оно реализуется разными способами. Все зависит от возрастных особенностей развития психических процессов.

В младшем школьном возрасте имеет место активное наглядное-действенное мышление. Это обуславливает развитие творчества ребенка в ходе разных видов деятельности, которые он выполняет.

В старшем дошкольном возрасте происходит совершенствование мыслительных процессов: формируются навыки анализа и синтеза, сравнение, группировки объектов. Тогда, творческое мышление формируется на основе опоры на причинно-следственные связи объектов и процессов окружающего мира.

«Развитие творческого мышления в процессе изобразительной деятельности дошкольников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Необходимость развития творческого мышления в дошкольном возрасте определяется следующими аспектами:

  1. Расширение границ восприятия окружающего мира, посредством творческого мышления;
  2. Формирование способности видения необычного в обыденных процессах и объектах;
  3. Расширение кругозора;
  4. Развитие образного мышления и памяти, посредством креативной мысли;
  5. Формирование навыков самостоятельности, проявляющейся в поиске вариантов использования своих возможностей, применения нестандартных идей в практической продуктивной деятельности;
  6. Творческое мышление способствует раскрытию творческого потенциала ребенка, развитию творческого подхода в решению повседневных задач;
  7. Активизация работы воображения и фантазии, необходимых для общего полноценного развития личности ребенка;
  8. Стимулирование социального становления и развития личности дошкольника.

Все эти факторы свидетельствуют о значимости формирования творческого мышления для всестороннего гармоничного развития личности дошкольника. Однако, развитие данного мышления является достаточно трудоемким процессом. Оно требует мотивации к активизации детской фантазии, развития гибкости мышления и оригинального взгляда на окружающую действительность.

Возможности изобразительной деятельности в формировании творческого мышления дошкольников

Изобразительная деятельность имеет большой воспитательный потенциал. В рисунках ребенок учится воплощать свое видение окружающего мира, отражая свои эмоции и впечатления от его объектов и процессов.

Замечание 1

Изобразительное искусство является ведущим видом деятельности дошкольника, в котором, в максимальной степени, реализуется его фантазия и проявляется творческая активность.

В ходе изобразительной деятельности активно развиваются сенсорные способности ребенка. На занятиях изобразительного искусства, дети рисуют все, что видят в окружающем мире, все, что произвело на них какое-то впечатление, оставило след в их памяти и развитии, заставило пережить какие-то чувства и эмоции. Это активизирует творческую направленность мысли.

Возможности изобразительной деятельности в развитии творческого мышления дошкольников можно отразить следующими параметрами:

  1. Развитие способности целенаправленного аналитико-синтетического восприятия нарисованных объектов;
  2. Развитие навыков обобщения. Это реализуется при изображении объектов и процессов окружающего мира, когда с помощью кисти, карандаша, красок передаются их признаки и свойства, особенности;
  3. Развитие навыков изображения объектов такими, какие они представляются ребенку, посредством освоения специальных техник рисования и реализации своих творческих способностей;
  4. Развитие навыков выполнения различных движений, контролируемых зрительным аппаратом. Это активизирует работу мыслительных операций;
  5. Развитие навыков восприятия окружающей действительности и перенос своего видения на бумагу;
  6. Развитие навыков сенсорной оценки, изображаемого объекта или процесса;
  7. Развитие навыков создания рисунка, путем активизации своих творческих способностей на основе использования собственных представлений – имеющегося сенсорного опыта, и их перенос на бумагу, посредством активизации фантазии и воображения.

Виды изобразительной деятельности дошкольников, используемой для развития творческого мышления

Творческое мышление развивается в ходе следующих направлений творческой деятельности:

  1. Изобразительная деятельность по представлению. Она базируется на создании детьми рисунков, выполненных по своим представлениям и впечатлениям и их переносе на бумагу, посредством воображения. Важно, предоставить дошкольникам самостоятельность в выражении своего видения окружающего мира. Дети переносят на бумагу свои эмоции и впечатления, посредством выразительных средств, с которыми они знакомятся на занятии. Рисуется то, что произвело на ребенка определенное впечатление. Ребенок формирует новый образ объекта, основанное на его восприятии.
  2. Изобразительная деятельность по памяти. Данная деятельность ориентирована на развитие самостоятельности и творчества дошкольника. Ребенок учится рисовать то, что он видел когда-то, сохранил в своей памяти. Тот образ, который закрепился в памяти, переносится на бумагу. Такая деятельность в максимальной степени активизирует воображение.
  3. Изобразительная деятельность с натуры. Она связана с рисованием конкретных объектов, которые ребенок видит в настоящий момент. Изображение объекта показывает его способности сиюминутного восприятия.
  4. Изобразительная деятельность предметного характера. Она связана с передачей на бумаге каких-то свойств предметов: формы, цвета, особенных деталей, пространственного расположения. Это активизирует способности создания выразительных образов, путем применения разных изобразительных приемов.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot