Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Практикум оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания

Виды методов воспитания

Определение 1

Метод воспитания – это специфический способ воспитательного воздействия, используемый в процессе формирования качеств личности, для того чтобы развивать потребностно-мотивационную сферу и сознание учеников, вырабатывать у них навыки и привычки поведения, а также корректировать и совершенствовать их.

Чтобы сформировать взгляды, понятия, убеждения используют методы, которые были названы методами формирования личностного сознания. К ним относятся:

  • рассказ;
  • разъяснение;
  • внушение;
  • увещевание;
  • беседа;
  • диспут;
  • пример.

Рассказ на этическую тему является ярким эмоциональным изложением ряда конкретных фактов и событий, обладающих нравственным содержанием. Влияя на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить суть моральных оценок и поведенческих норм. Хороший рассказ раскрывает содержание нравственных понятий, а также вызывает у учащихся позитивное отношение к поступкам, которые соответствуют нравственной норме и влияют на поведение. Рассказ на этическую тему выполняет несколько функций:

  • выступает как источник знаний;
  • обогащает нравственный опыт личности опытом других людей;
  • выступает как способ использования положительного примера в воспитании.

Разъяснение – распространенный метод убеждения учащихся, цель которого – раскрыть социальное, нравственное и эстетическое содержание некоторых требований к ребенку, поступков, событий и явлений, чтобы помочь ему в формировании правильной оценки поведения и человеческих отношений.

Внушение в качестве метода воздействия представляет способ манипулирования детским созданием. Внушение может достигаться через психологические средства возбуждения страстей, навязывание мыслей и образов, введение в заблуждение, подавление чувств, запугивание и пр. Чаще всего внушение используют с педагогически запущенными детьми в воспитательных целях.

Увещевания сочетают в себе просьбу и разъяснение с внушением. Действие увещевания практически полностью зависит от принятой воспитательной формы обращения. Применение увещевания в качестве метода воспитания, помогает проектировать в личности воспитанника положительные черты, вселяя в него веру в лучшее, в возможность достижения высоких результатов.

«Практикум оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Беседа - наиболее распространенный метод в педагогической практике. Подготовка и проведение беседы вызывает у начинающего учителя ряд трудностей. Очень важно правильно выбрать тему беседы, подготовить ее и провести. Выбирая тему, необходимо принимать во внимание уровень моральный знаний и опыт детей, их поведение. Проводя беседу, следует использовать наглядные пособия, яркие факты и примеры.

Диспут – это живой спор на разные темы, которые волнуют детей. Диспуты могут проводиться в средних и старших классах на политические, экономические, культурные, эстетические и правовые темы. Основа диспута – спор, борьба мнений, но к нему готовятся. Заранее подготавливают 5-6 вопросов, которые требуются самостоятельного рассуждения.

Пример – это метод воспитания, основой которого является действие, выступающее в качестве образца для подражания. Школьник, стремясь стать взрослым, берет как образец для подражания поведение и поступки старших людей, которые вызывают у него уважение. Склонность подражать может быть объяснена несколькими причинами: бедность жизненного опыта, отсутствие привычек поведения. Его активность – подражательная. У подростков подражание более избирательное – они интересуются определенными чертами характера других людей. Они выбирают объекты для подражания на основании нравственных и идейно-политических мотивов, которые у них уже сформировались. Склонность детей подражать часто создает опасные ситуации заимствования дурных примеров.

Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания

К закономерностям, определяющим выбор воспитательных методов, в первую очередь относят их соответствие общественным идеалам и воспитательным целям.

В практической деятельности, при выборе метода воспитания, педагог основывается на целях воспитания и их содержании. Рассматривая конкретную педагогическую задачу, учитель сам решает, какие методы возьмет себе на вооружение. То есть, будет ли он демонстрировать трудовое умение, положительный пример или упражнение, это зависит от массы факторов и условий, в каждом из которых предпочтение отдается тому методу, который считает наиболее приемлемым в рассматриваемой ситуации.

Сам по себе метод не может быть плохим или хорошим. Основой воспитательного процесса являются не сами методы, а целостная их система. Макаренко А.С. отметил что никакое педагогическое средство не способно быть всегда признанным абсолютно полезным, что самое лучшее средство в отдельных случаях может стать самым плохим.

Ушинский К.Д. считал, что необходимо изучать законы психических явлений, которыми человек хочет управлять, и действовать в соответствии с этими законами и теми обстоятельствами, в которых они должны быть приложены.

Бесконечно разнообразными являются не только эти обстоятельства, но сама натура воспитанников. Такое разнообразие воспитательных обстоятельств и воспитываемых личностей не может подготовить какие-то общие действенные рецепты воспитания.

Методы воспитания являются гибким и тонким инструментом прикосновения к личности, но вместе с этим они всегда обращены к коллективу, используются, учитывая динамику, зрелость и организованность. Так, на известном уровне его развития наиболее продуктивный способ педагогического воздействия – решительное и неукоснительное требование, но при этом лекция или диспут будут неуместны.

Выбор воспитательного метода – не произвольный акт. Он подчинен некоторым закономерностям и зависимостям, первостепенная роль среди которых отведена цели, содержанию и принципам воспитания, конкретной педагогической задаче и условиям ее решения, учету возрастных и индивидуальных особенностей учеников. Методика воспитания, как отметил Макаренко А.С., не допускает использования стереотипного решения и даже хорошего шаблона.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot