Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста

Особенности младшего школьного возраста

Младший школьный возраст принято называть вершиной детства. Это объясняется тем, что младший школьник сочетает в себе качества, которые присущи дошкольнику (наивность, легкомыслие, увлеченность), но при этом у него уже проявляется более взрослая логика мышления, направленность на учение, определенный социальный статус в обществе (школьник). Изменения затрагивают все стороны жизни ребенка, весь ее уклад, меняются интересы и ценности.

Возрастные границы младшего школьного возраста совпадают с началом обучения в школе. В настоящее время границы младшего школьного возраста установлены с 6-7 лет до 9-10 лет.

В младшем школьном возрасте у ребенка происходят изменения в физическом и психофизическом развитии, данные изменения направлены на обеспечение дальнейшей возможности успешного обучения в школе.

Наибольшее значение, конкретно для ребенка имеет изменение его социального статуса. В этот период ребенок становится «общественным» субъектом, ему предоставляется больше свободы, но при этом возрастают требования и ответственность.

На протяжении младшего школьного возраста ребенок учится выстраивать взаимоотношения уже не только со сверстниками, но и со взрослыми окружающими его людьми. Постепенно безусловный авторитет взрослого утрачивается, все большее значение приобретают сверстники, их мнение, возрастает значимость детского сообщества.

Замечание 1

Основная задача начального образования – заложить фундамент знаний, необходимых для дальнейшего успешного обучения ребенка, которое в рамках современных условий может продолжаться всю жизнь.

В начальной школе ребенка учат писать, читать, считать, рассуждать, связно и грамотно выражать свои мысли, правильно и логично делать выводы. Весь процесс обучения сопровождается интенсивным воспитанием. Воспитание в начальной школе имеет несколько направлений:

«Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • нравственное,
  • эстетическое,
  • трудовое,
  • физическое,
  • правовое,
  • экологическое,
  • экономическое и т.д.
Замечание 2

Необходимо отметить, что процесс воспитания в младшем школьном возрасте является превалирующим процессом и подчиняет себе обучение и образование. Это связано с тем, что если человек не воспитан, то давать ему знания не только не целесообразно, но и опасно.

Особенности воспитания детей младшего школьного возраста

Особенность воспитания младших школьников вытекает из особенностей данного возрастного периода. Основой воспитания выступает сюжетно-ролевая игра, которая уже достигла своего максимального развития. В игре ребенок имеет возможность не только примерить на себе определенную социальную роль, но и овладеть нормами поведения в различных ситуациях. При усвоении первичных этических норм, формируются нравственные представления.

В процессе воспитания у детей возникает моральная мотивация поведения, в зависимости от складывающейся вокруг ситуации.

С возрастанием самостоятельности ребенка происходят изменения и во взаимоотношениях с педагогом и сверстниками. В этот момент большое внимание следует уделять воспитанию самооценки и авторегуляции собственного поведения. Ребенок должен научиться контролировать собственное поведение не только с позиции авторитета, но и согласно усвоенным нравственным нормам.

В процессе воспитания, под руководством педагога, дети младшего школьного возраста приобретают навыки коллективного взаимодействия. Учатся осознанно применять общественные нормы, соотносить их с собственным поведением и поступками.

У младших школьников во время взаимодействия друг с другом начинают оформляться первые микрогруппы, в которых часто возникают противоречия, вплоть до конфликтов. Задача педагога состоит в том, чтобы не просто передать детям навыки поведения, а воспитать нравственные убеждения. Достигается это путем формирования и развития опыта осуществления нравственной оценки собственного поведения и поведения других.

В основе воспитательного процесса, осуществляемого в рамках школы, лежат два основных подхода:

  1. Деятельный – организация различных видов деятельности (трудовой, познавательной, художественной и т.д.)
  2. Комплексный – органичное сочетание разнообразных видов деятельности и их направленностей.

Основу содержания воспитания в начальной школе составляет формирование всесторонне развитой личности, а конкретные разделы содержания группируются вокруг воспитания жизненно важных качеств гражданина, работника, семьянина.

Особенности обучения детей младшего школьного возраста

Основной особенностью обучения младших школьников является то, что в этот возрастной период происходит интенсивное развитие и изменение направленности их потребностей. Постепенно ведущим видом деятельности становится обучение.

Современная начальная школа старается удовлетворять потребности детей в получении новых знаний, посредством использования разнообразных методов и форм обучения, которые не только познавательны, но и интересны для детей.

Приобретение новых знаний и умений осуществляется на основании возрастных возможностей детей, с учетом их индивидуальности.

Помимо работы в классе постепенно вводится система домашних заданий, которая направлена не только на закрепление пройденного учебного материала, но и на развитие у детей самостоятельности и самоконтроля.

Важным является вопрос контроля результативности обучения. В первый учебный год дети не получают оценки за свои работы и знания, результат отмечается педагогом устно. Это необходимо для того, чтобы не оттолкнуть ребенка от учебы, не сформировать у него негативного отношения к ней. Так же это связано с тем, что в этот период у ребенка происходит перенаправленность ведущей деятельности с игровой на учебную и ему нужна поддержка, а не указания на собственные ошибки.

Педагог осуществляет диагностику знаний учащихся, но исключительно в личных целях, чтобы понять в каком направлении двигаться дальше, эффективны ли используемые им методы и приемы.

Замечание 3

Таким образом, особенность обучения детей младшего школьного возраста заключается в том, что образование направлено на всестороннее развитие ребенка, полноценное овладение им всем комплектом умений учебной деятельности, которые необходимы ему для дельнейшего успешного обучения.

Дата последнего обновления статьи: 11.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot