Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Обучение младших школьников стилистическому анализу текста в процессе изучения лексики русского языка

Изучение стилистики в школьном курсе русского языка

Определение 1

Стилистика литературного языка – это раздел языкознания, в котором изучаются принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое – текст, а также стили языка и их система.

Стилистика языка занимается изучением различных выразительных возможностей языковых единиц – экспрессивных, эмоциональных, оценочных, функциональных.

Стилистикой языка рассматриваются не основные значения, соотносящие язык с реалиями окружающего мира, а только дополнительные, то есть сопутствующие оттенки, накладывающие на понятийное значение слов или конструкций.

Принято выделять два типа стилистически открашенных языковых единиц:

  • эмоционально-экспрессивные языковые средства – передают разный характер отношения говорящего к предмету речи: позитивный или негативный;
  • функционально-стилистические языковые средства – характеризуют сферу общения, указывая на преимущественное употребление слов и выражений в разговорном или книжном стиле речи.

Экспрессивная и функциональная окраска в языке взаимодействуют, частично проявляясь в слове или других языковых единицах одновременно.

Иными словами, проблема изучения стилистики в школе предполагает, что занятия по стилистике носят попутный характер, а также в них отсутствует система обучения этой дисциплине.

Содержание обучения стилистике в школе

Весь школьный курс русского языка предполагает изучение стилистики в качестве науки. Постепенно идет углубление знаний учащихся в области стилистики языка. В работе по стилистике принято выделять три взаимосвязанных этапа:

  • пропедевтический этап, предполагающий практическое знакомство с основным набором стилистических понятий и развитие первоначальных стилистических умений в начальной школе;
  • систематическое теоретико-практическое освоение базовых стилистических понятий и развитие у детей стилистических умений;
  • повторение, углубление и обобщение изученного в стилях и средствах языка.
«Обучение младших школьников стилистическому анализу текста в процессе изучения лексики русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

С опорой на обозначенные этапы учителя могут проводить систематическую, последовательную и обоснованную научно работу, понимая все ее перспективы и подразумевая целостную концепцию работы по преподаванию стилистики в школе, а не отдельными фрагментами, что часто можно встретить в практике работы.

Формирование стилистических понятий на уроках русского языка

Замечание 1

Образование понятий – достаточно сложный процесс, в котором используют в качестве приемов познания сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, идеализацию, обобщение и умозаключение.

Каждая конкретная наука – это система понятий, которые определенным образом взаимосвязаны друг с другом, что относится и к стилистическим понятиям.

Трудности при овладении стилистическими понятиями объясняются тем, что, чтобы их осознать, необходимо опираться на сведения из других разделов науки о языке, которые уже есть у детей, например, на фонетике, грамматике или лексике. В связи с чем, усвоение у многих протекает параллельно с формированием понятий различных уровней языка.

Чижова Т.И. на основании психологического подхода преподавания стилистики в младших классах, выделила пять этапов формирования стилистических понятий:

  • интуитивное представление о существовании правильного или неправильного использования средств речи в тех или иных условиях. На данном этапе обычно отмечаются попытки определения характера выявленных неправильностей, что обуславливается тем, что у школьников нет представлений о теоретических положениях, которыми регулируется использование языков средств в речи;
  • первичное знакомство с теоретическими положениями, когда обращают внимание, в первую очередь, на внешнюю сторону явления, а также ярко выраженную стилевую доминанту текста в качестве показателя его принадлежности к определенному стилю;
  • понимание теоретических положений, включающих знакомство с его поверхностными признаками, а также с глубинными характеристиками, то есть комплексом внелингвистических и лингвистических признаков. На этом этапе у учащихся формируется понятийный аппарат стилистики как науки, накапливаются термины;
  • усвоение стилистических понятий – у школьников развивается гибкость мыслительной деятельности, которая направляется на глубокое осознание комплекса функциональных средств изучаемых понятий, так как на этом этапе отслеживается интеграция приобретенных учениками знаний, касающихся языка, которые рассматриваются во взаимосвязи форм, значений и функций. Принципиально важное значение отведено формулировке правила, адекватно отражающего структуру умственных действий, и направленного на овладение действиями с целью мотивированно использовать стилистические средства;
  • овладение стилистическими понятиями – формирование умений правильного и целесообразного использования стилистических средств. На основании этого отмечается эффективное взаимодействие теории и практики, интуиции и правил. В результате цель обучения стилистике достигается.

Необходимо усиливать текстовый аспект стилистического анализа, в связи с чем, в общую схему стилистического анализа в школе следует включить пункты, которыми отражено последовательное доказательство стилистической и жанровой природы текста:

  • стиль, подстиль и жанр;
  • ориентирование текста на ситуацию и сферу общения;
  • функции рассматриваемого текста;
  • характер адресата, учитываемый стилистическими особенностями текста;
  • тип мышления, отражаемый рассматриваемым текстом;
  • форма, тип и вид речи;
  • стилевые характеристики текста;
  • языковые приметы стиля, которые отражены в тексте;
  • образ автора и его текстовая деятельность;
  • индивидуальные авторские особенности стиля, основанные на отборе языковых средств и их организации, в том числе стилистические приемы.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 25.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot