Контроль в обучении (педагогический контроль) – это единая методическая и дидактическая система проверочной деятельности, протекающая под руководством педагога, организовавшего ее, носит объединяющий характер и направлена на получение оценки результативности образовательного процесса.
Значимость педагогического контроля обучения
Контроль обучения направлен на выявление и оценку достижений учащихся по освоению знаний и умений, а также на выявлении имеющихся пробелов в знаниях, установления взаимосвязи с запланированными и полученными результатами обучения. На основании контроля обучения осуществляют корректировку педагогического процесса.
Основными компонентами контроля обучения являются:
- Понятийные индикаторы: тем, разделов и т.п.
- Эмпирические индикаторы – умение оперировать научными и учебными понятиями.
- Модель ожидаемых и желаемых результатов обучения.
- Контрольные и самостоятельные проверочные работы.
- Модель реальных и действительных ответов учащихся.
- Оценочные суждения, на основании которых принимаются решения о продолжении контроля, выставление окончательных оценок.
Данные компоненты должны обязательно входить в оценочную систему деятельности педагога, так как только их комплекс может гарантировать получение действительного результата обучения.
Содержание контроля обучения должно отражать не только то, чему учат, но и то, что педагог желал увидеть по окончанию обучения. Результаты, полученные в ходе контроля обучения, являются своеобразными ориентирами на дальнейшую организацию педагогического процесса (его цели, задачи, содержание и методологию).
Виды контроля в учебном процессе
Общая классификация видов контроля обучения:
- Входной контроль – осуществляется в процессе отбора или зачисления учащихся (абитуриентов) на конкурсной основе. В школе данный вид контроля практически не используется, основное его применение при поступлении учебные заведения.
- Текущий контроль – направлен на получение оперативной информации о течении учебного процесса, для своевременной его коррекции и перестройки в необходимом направлении. Проводится в виде промежуточных контрольных работ в устном или письменном виде, тестов и т.д. Позволяет выявить уровень усвоения учащимися учебной информации, имеющихся пробелов в знаниях и затруднений в обучении.
- Итоговый контроль – направлен на осуществление контроля обучения, по итогам определенного этапа обучения (прохождение раздела, тема, курса и т.д.). Формой итоговой оценки при данном виде контроля является окончательная оценка, которую учащиеся получают на экзамене или зачете. Результаты итогового контроля позволяют педагогу выявить не только уровень и степень освоения учебной информации, но получить информацию, необходимую для совершенствования собственной педагогической деятельности.
Итоговый контроль может быть двух видов:
- Внешний итоговый контроль – проводится независимыми от учебного заведения структурами, например, итоговая государственная аттестация в ВУЗе или ЕГЭ в школе проводится на основании установленных государством требований и норм по подготовке выпускников образовательных организаций.
- Внутренний итоговый контроль – осуществляется непосредственно педагогами образовательных учреждений, например, школьные всероссийские проверочные работы (ВПР) по итогам окончания учебного года.
Принципы контроля
Основными принципами осуществления контроля в обучении являются:
- Принцип научности – предписывает использование в процессе контроля только научно обоснованных методов, средств и процедур. Данный принцип не всегда возможно использовать при повседневном контроле. Довольно часто для проверки уровня знаний педагогом приходится опираться на здравый смысл и собственный педагогический опыт. Кроме того, те средства и методы контроля, которые подходят одному педагогу, другому могут не подойти, так как у каждого свои представления о том, что и как необходимо проверять, по каким критериям оценивать, делать выводы о результатах проверки.
- Принцип иерархической организации – направлен на построение определенной иерархической системы знаний, умений и навыков, которую необходимо учитывать при выборе содержания контроля. Зачастую педагогу приходится сталкиваться с тем, что невозможно проверить все. Именно поэтому ему необходимо разработать иерархическую систему, во главе которой будут стоять наиболее значимые знания и умения, которые подлежат обязательному контролю.
- Принцип систематичности – находится в зависимости от плана образовательного процесса. Частота проверок должна быть утверждена в учебном плане, их количество адекватно и обосновано. Слишком частые проверки или внезапные (внеплановые) создают ненужное эмоциональное напряжение среди учащихся.
- Принципы справедливости и объективности – применяются комплексно, так как объективность является основным условием справедливости. При выставлении оценки по итогам контроля педагог должен быть максимально объективен, его решение не должно опираться на личностное отношение к учащемуся, его личностным характеристикам и т.д., необходимо помнить, что оцениваются только знания и умения. Только объективный подход может гарантировать справедливую оценку.
- Принцип всесторонности – направлен на необходимость тщательного выбора содержания контроля обучения, которое в полной мере будет отражать содержание учебной программы и разнообразные виды проверяемой образовательной деятельности. Задания, предназначенные для проверки, должны охватывать по возможности максимально широкий круг вопросов, подлежащих контролю, и не дублировать друг друга.
При организации контроля обучения, педагог должен опираться не на какой-то один конкретный принцип, а использовать их все вместе в комплексе. Только в этом случае можно получить достоверные результаты проверки.