Моделирование образовательных программ – это создание образа образовательной деятельности, методов организации всех аспектов обучения и воспитания на конкретном уровне образования.
Моделирование образовательных программ является процессом поиска решения различных образовательных задач и возможностей развития образовательной деятельности, а также повышения качества и функциональности образования.
Моделирование образовательной программы ориентировано на проектирование образца реализации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС и законодательством РФ.
Нормативные основы моделирования образовательных программ
Образовательная программа является ведущим документом, регламентирующим деятельность любого учреждения образования. Она определяет аспекты управленческой деятельности учебного заведения, содержание работы по разным направлениям обучения и воспитания, а также определяет миссию деятельности учреждения и способы ее достижения.
Образовательная программа является документальным отражением целей деятельности учебного заведения и направлений его развития на предстоящую перспективу.
Моделирование образовательных программ реализуется на основании соблюдения ряда нормативных требований, к которым относятся следующие:
- Предоставление равенства всем участникам образования в получении качественных образовательных услуг.
- Единство требований к реализации образовательной деятельности на всех уровнях и этапах образования.
- Единство требования к структуре образовательных программ и итогам их освоения.
- Сохранение единства образовательного пространства РФ.
- Определение целевого назначения образовательной программы является отражением предполагаемых итогов реализации образовательной деятельности за конкретный временной период. Цель образовательной программы отражает ее специфику и направленность.
- Единство воспитательных, обучающих и развивающих задач образовательной деятельности, предусмотренной в образовательной программе.
- Обязательное отражение идей, на которых базируется образовательная программа.
- Отражение этапов реализации образовательной деятельности т.е. последовательности решения образовательных задач.
- Содержание образовательной программы должно быть ориентировано на всестороннее развитие личности учащегося и освоение разных видов деятельности и научных теорий.
- Соответствие содержания образовательной программы конкретного учреждения содержанию принятой Минобрнауки образовательной программой на текущих учебный год.
Нормативной основой моделирования образовательных программ выступают ФЗ «Об образовании» и Федеральные государственные стандарты. Они выдвигают требования к объему образовательной программы и ее структуре, условиям реализации и итогам освоения.
Структура образовательной программы
При моделировании образовательных программ требуется соблюдать их структурное устройство.
Образовательная программа формируется на основании включения в нее трех разделов:
- Целевой раздел.
- Содержательный раздел.
- Организационный раздел.
Каждый из разделов образовательной программы имеет обязательную часть т.е. ту, которая предусмотрена стандартами и отражает выполнение, принятой общеобразовательной программы на текущий временной период. Она занимает около 60 % от всего содержания раздела. На оставшиеся 40 % приходится проектирование образовательной деятельности, реализуемой конкретным учебным заведением, отражающим его специфику и направленность деятельности.
Целевой раздел образовательной программы моделируется путем включения в него пояснительной записки, отражающей целевое назначение программы, принципы ее реализации и основные характеристики, а также ожидаемых итогов ее реализации, т.е. целевых ориентиров деятельности всех участников реализации образовательной программы.
Содержательный раздел образовательной программы разрабатывается посредством включения в нее разных видов и направлений деятельности, ориентированной на коммуникативное, социальное, познавательное, физическое, художественно-эстетическое и иные направления развития учащихся на конкретном уровне образования и этапе обучения.
Содержательный раздел и его составные компоненты определяются уровнем образования и особенностями функционирования образовательного учреждения, для которого моделируется программа.
В содержании отражаются методы и формы реализации образовательной деятельности, ориентированные на решение целей и задач образовательной программы. Они должны носить индивидуальную ориентацию и учитывать специфику контингента учащихся, на который ориентирована данная программа.
В содержательном разделе, также, могут быть отражены особенности реализации образовательного процесса, установления взаимодействия с учащимися, выстраивания системы взаимоотношений с родителями, способы мотивации к познанию и иным видам деятельности в учебном заведении.
Что касается организационного раздела программы, то он отражает материально-техническую базу ее реализации, методическое обеспечение, режимные моменты, способы организации образовательной, урочной и внеурочной деятельности, проведения различных мероприятий, построения развивающего пространства в учебном заведении.
Помимо данных разделов, при моделировании образовательной программы может быть использован еще один раздел – дополнительная информация. Он не является обязательным и проектируется по желанию конкретной образовательной организации. В нем отражаются сведения о:
- Возрасте детей, на которых ориентирована образовательная программа;
- Опорных образовательных программах, используемых при моделировании данной программы;
- Особенностяъ системы взаимодействия учебного заведения с родителями.
Таким образом, моделирование образовательной программы является ее проектировкой, составлением основных разделов программы и их характеристик.