Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Блоки Дьенеша как средство формирования представлений о множестве у детей старшего дошкольного возраста

Определение 1

Блоки Дьенеша – это пособие развивающей направленности, основанное на игровом подходе к обучению математике.

Они была разработаны венгерским ученым, занимающимся исследованиями в области педагогики и психологии. Разработка блоков Дьенеша основана на соответствии выборов методов обучения психическим особенностям развития учащихся конкретного возраста.

Роль блоков Дьенеша в математическом развитии дошкольников

Блоки Дьенеша представляют собой комплект геометрических фигур разных форм: квадрат, круг, треугольник и прямоугольник. Фигуры выполняются из дерева или пластика в разных цветах в разных размерах. Таким образом, в наборе можно увидеть желтые, синие и красные треугольники, квадраты, круги и прямоугольники, большого и маленького размеров, а также двух разных толщин. Набор включает 48 фигур: каждого цвета имеется 16 фигур. Однако, абсолютно одинаковых фигур набор не содержит. Все они отличаются по толщине, размеру.

Использование данного набора ориентировано на использование в качестве средства развивающего обучения. Блоки Дьенеша активно применяются для математического обучения детей дошкольного возраста. Это обусловлено, тем, что в ходе использования блоков, ребенок играет и не замечает своего обучения. Блоки помогают научить совершению вычислительных операций и решению достаточно сложных, для дошкольного возраста, задач.

Их роль в математическом развитии дошкольника можно обозначить следующими параметрами:

  1. Блоки помогают в изучении геометрических фигур и их особенностей.
  2. Развитие навыков сравнения объектов по цвету, размеру, толщине, форме.
  3. Развитие умения группировать объекты по различным признакам. С помощью блоков, дошкольника можно научить разбивать группы объектов по цветовому признаку, форме, размеру, а также создавая сочетание признаков. Например, создать группу желтых треугольников большого размера или выделить самые толстые объекты в отдельную группу и т.д.
  4. Развитие навыков обобщения. Дети находят общие признаки у различных объектов. Например, можно выделить все фигуры синего цвета или все объекты маленького размера.
  5. Развитие аналитических навыков. Они формируются посредством выделения каких-то признаков блока.
  6. Развитие навыков систематизации, посредством упорядочивания блоков Дьеньеша.
  7. Развитие пространственных представлений.
  8. Формирование геометрического воображения.
  9. Развитие понимания множества и его отличительных черт.
  10. Развитие логического мышления. Посредством блоков можно сформировать представления о различных понятиях из математики: алгоритм, кодирование. Также, осваиваются множества и разнообразные операции над ними: сравнение, разделение, группировка.
«Блоки Дьенеша как средство формирования представлений о множестве у детей старшего дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Таким образом, Блоки Дьенеша позволяют дать дошкольникам полноценные математические представления.

Этапы работы с Блоками Дьенеша для логического развития старших дошкольников

Работа с Блоками Дьенеша строится таким образом, чтобы сделать занятие увлекательным и веселым, но при этом, математически эффективным, т.е. исходя из возраста дошкольников, следует ориентироваться на развитие конкретных математических знаний и навыков. Так, в старшем дошкольном возрасте, акцент делается на развитии логического мышления ребенка и формирование навыков выполнения различных логических операций. Логическое развитие необходимо для освоения понимания сущности множеств, выделении их отличительных черт, совершении с ними операций.

Работа с Блоками Дьенеша, ориентированная на логическое развитие старших дошкольников, представляет собой поэтапную деятельность. Работа реализуется в течение следующих этапов:

  1. Знакомство ребенка с блоками. Если ребенок ранее не занимался с блоками, то его необходимо познакомиться с ними. Для этого, блоки раскладываются перед ним. Он может их пощупать, потрогать. Ребенку можно рассказать о цветах фигур, их формах и размерах. Затем, нужно предложить совершить простейшие операции по разделению фигур на группы по тому или иному признаку, выделению конкретных форм объектов, нахождению их отличительных признаков. Если ребенок знаком с блоками, то на первом этапе можно выполнить ряд заданий на повторение и подготовку к дальнейшей, более усложненной деятельности.
  2. Использование логико-обучающих математических игр, ориентированных на формирование у ребенка понимание множества, его сущности и признаков. Данные задачи способствуют активизации логических структур мышления и интеллектуальных процессов, которые необходимы для решения разного рода математических задач и расширения математических знаний. Дети учатся совершать различные действия с блоками, осваивая их.
  3. Ознакомление с множеством и его особенностями. После освоения понятия «множества» в игровой форме, детям предлагается ознакомиться с ним в ходе специального математического занятия. Обязательно, при рассказывании учебного материала, приводить примеры об использовании множеств детьми, т.е. те действия, которые они совершали с Блоками Дьенеша на предыдущем этапе. Это позволит более прочно закрепить знания и сформировать полноценное представление о множествах.
  4. Тренировка работы с блоками. На заключительной стадии детям даются самостоятельные задания на выполнение действий с множествами, посредством использования блоков.

Игры с Блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте

Развитие логического мышления старших дошкольников реализуется посредством следующих игр с Блоками Дьенеша:

  1. Дидактическая игра «Дорожки». Она основана на построении какого-то объекта из блоков по определенным правилам. Используются сказочные персонажи, чьи домики в лесу необходимо соединить дорожками. Дорожки должны быть собраны из блоков по конкретной схеме. Например, чтобы рядом были расположены фигуры конкретного цвета, чтобы треугольники обязательно чередовались с кругами, чтобы фигуры, стоящие рядом были разной формы и т.д.;
  2. Дидактическая игра «Поиск сокровищ» . Она основывается на отыскивании сокровищ, спрятанных в лабиринте. Сокровища могут быть конкретной формы, цвета, размера, толщины;
  3. Отгадывание загадок. Такие игры основаны на применении картинок с изображением признаков объектов и блоков. Блоки используются в качестве отгадок, а картинки в качестве задания, которое необходимо выполнить. Например, на картинке изображены четыре толстых блока красного цвета;
  4. Игра «расселение жильцов». Жильцы расселяются в дома по конкретным признакам: цвету, форме, размеру, толщине. Для усложнения можно использовать и дома конкретных признаков, в которые должны быть заселены определенные жильцы;
  5. Разделение блоков. Задание выполняется на развитие навыков группировки объектов. Детям предлагается разделить подарки. Каждому ребенку предназначены подарки с определенными признаками.

Игр с Блоками Дьенеша огромное разнообразие. Важно, ориентироваться на уровень логического развития ребенка при использовании конкретной игры.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot