Понятие и периодизация схоластики
Схоластика – это систематическая философия Европы периода Средневековья, которая представляла собой синтез христианского, то есть католического богословия и логики Аристотеля.
Схоластику характеризует соединение теологодогматических предпосылок и рационалистическо методики и интереса к формально-логическим проблемам. В повседневном общении, под схоластикой часто понимают знания, которые оторваны от жизни и базируются на отвлеченных рассуждениях, не проверенных опытом.
Корнями данное понятие уходит в позднеантичную философию, в первую очередь к Проклу.
Периодизация схоластики:
- ранняя схоластика – IX-XII века – базировалась на почве нерасчлененности и взаимопроникновения науки, философии и теологии и характеризовалась оформлением схоластического метода из-за осмысления специфики ценности и специфических результатов рассудочной деятельности из-за спора об универсалиях;
- средняя схоластика – XIII век – предполагает окончательное разделение науки и теологии, а также внедрение в западное философское мышление учения Аристотеля, которое было тогда только на латинском языке;
- поздняя схоластика – XIV-XV века – рационалистическая систематизация, продолжение формирования естественно-научного и натурфилософского мышления, выработка логики и метафизики иррационалистического направления и, наконец, окончательное отделение мистики от церковной теологии, которая становилась все нетерпимее.
Отличительные черты схоластики:
- составление «сумм» - всеобъемлющих компендиумов по какому-либо вопросу;
- подробнейшее изучение поставленных вопросов, при скрупулезном рассмотрении всех возможных случаев и опровержением неортодоксальных воззрений;
- высокая культура цитирования.
Основной вопрос всей схоластики Средневековья – вопрос места и роли «универсалий», то есть общих понятий – «человек», «животное», «предмет» и др. – в структуре бытия и в процессе познания.
При решении данной проблемы средневековые мыслители разделились на два лагеря: реалистов и номиналистов.
Реализм говорил о реальном существовании универсалий, обладающих самостоятельным бытием и предшествующих существованию единичных вещей, так как Бог, когда создавал мир, сперва создал основные идеи, то есть «универсалии», а позже воплотил их материально.
Номиналисты же считали, что универсалии реально не существуют, а являются только именами вещей. Бог сразу сотворил все многообразие единичных вещей, которым люди, в процессе их изучения и познания, дали имена.
Спор, касающийся универсалий, проходит красной нитью сквозь всю схоластику Средних веков и прекращается только после специального постановления Римско-католической церкви, усмотревшей в этом философском диалоге потенциальную возможность раскола католицизма из-за разного понимания сущности Бога-Творца.
Специфика средневековой схоластики
Философия Средневековья вошла в историю под названиям схоластика, которое уже с древности употребляли в нарицательном значении, обозначая символ оторванного от реальности, пустого словопрения.
Главной отличительной особенностью схоластики является то, что она сознательно рассматривается в качестве науки, поставленной на службу теологии, то есть «служанкой теологии».
V-XV века считают периодом Средневековой схоластики. В данный период господствующая религия – христианство. Духовенству отведена значительная роль в обществе. Монастыри того периода были крепостями, земледельческими центрами и вместе с тем очагами культурного просвещения. Медленные темпы развития феодального общества привели к возникновению неправильных представлений о нем, как об этапе застоя и даже регресса, если сравнивать с рабовладельческим античным обществом. На самом же деле, научные и философские знания были сохранены в значительной степени и продолжали развиваться.
Непосредственно схоластика берет начало в XI веке. Само слово пришло в латинский язык из греческого и обозначает «школа». Именно поэтому появление схоластики связывают с развитием городов и разнообразных школ от монастырских и епископальных до разнообразных светских, юридических, медицинских, математических и др. Появлялись первые педагоги, врачи, юристы, то есть интеллектуалы. Геометрия и диалектика начала использоваться в постижении Бога через внутренний опыт. Сначала читали текст Священного писания или святоотеческих авторитетов, чтение сопровождалось экзегезой, толкованием буквальным и смысловым, в котором можно было выявить все «за» и «против». Это было начало диспута, в котором оттачивались все логические приемы, совершенствовалось владение словом, которому отводилась огромная роль, выяснялась природа речи. Схоласты Средневековья были уверены, что достижение рационального знания возможно, а, в первую очередь, знание о начале сущего Боа и доказательство его существования возможно благодаря логическим приемам.
Схоластика стремилась дать ответ на главный вопрос философской мысли всего Средневековья – отношение истин веры и разума. Осмысление этой проблемы позволило сформировать 3 позиции при оценке статуса и роли философии.
- Во-первых, ранняя христианская патристика декларировала абсолютную несовместимость религиозной веры и идей человеческого разума. Следствие такого подхода – открытие философского неприятия ранней средневековой культурой.
- Во-вторых, во время развития схоластики предпринимались попытки гармоничного совмещения религии и философии, подчинения ее авторитету Священного писания.
- В-третьих, поздняя Средневековая схоластика содержит стремление представить философию в качестве независимой от религии области человеческого познания. Философия должна была обосновать религиозные догматы, перевести их на понятийный язык, подвергнуть логическому анализу.
Иными словами, схоластика – это тип философствования, в котором средневековые мыслители доступными средствами разума стремились обосновать принятые на веру идеи, постулаты и формулировки.