Социальная среда СМИ – это совокупность обстоятельств жизни общества – политических, социально-экономических, культурных условий, в которых функционируют средства массовой информации.
Противоречия в ценностях журналистики и ценностях общества
Журналистика является неотъемлемой частью любого общества. Однако приравнивать ценности общества и ценности журналистики не всегда возможно. У современного общества множество проблем, одной из которых является отсутствие единства. Там, где нет единства, исчезает и общий смысл устоявшихся понятий, и общие формулировки. Само понятие ценность тоже не имеет одного общего определения. Например, в философии оно обозначает иное, чем в экономике или психологии. При этом с точки зрения каждой области науки подход к определению понятия будет справедливым, но отличающимся от других. Поэтому рассуждение о ценностях общества должно иметь более конкретный характер. Анализ ценностей журналистики как профессии, которая формирует и поддерживает культурное сознание общества, сейчас особенно актуален. Но и в этом случае встречается множество противоречий.
Например, журналистика прессы – это совсем другое явление, чем журналистика Интернета, радио или телевидения. А ценности политически ангажированной журналистики не могут совпадать с ценностями развлекательной, информационной, «гламурной» журналистки, они часто представляют противоречащие друг другу ценностные ряды.
Кажется, что современная российская журналистика не имеет общего ценностного поля, но это только на первый взгляд. Важнейшая общая черта ценностного поля отечественной журналистика – ответственность за информацию, за возможное влияние этой информации на аудиторию.
Саморегулирование СМИ как фактор эффективности их деятельности
Трансформация социальной среды СМИ ведет к формированию информационного общества и распространению социально-экономических, коммуникационных, экономико-технологических опасностей, связанных с этим. В таких условиях особое значение приобретает создание эффективной системы саморегулирования СМИ.
Основу саморегулирования СМИ как важного фактора эффективности их деятельности составляют этические, а, следовательно, ценностные представления журналистского сообщества.
Они влияют на содержание целей журналистки, определяют средства их достижения. При этом содержание этих ценностей связано с ценностями, закрепившимися в общественном сознании.
Общество за последние два десятилетия претерпело глубокие системные преобразования, которые сопровождались весьма болезненным состоянием утраты прежних идеалов и выработки новых во всех сферах жизни: экономике, политике, культуре, образовании и т.д. А кризис мировой экономики запустил механизм пересмотра, переоценки ценностей.
СМИ в полной мере испытали на себе воздействие всех этих процессов, и продолжают испытывать. В результате ценностной рефлексии журналистского общества появился Кодекс профессиональной этики российского журналиста. Это стало началом создания системы саморегулирования. Но медиаисследователи считают, что существующие этические документы носят общий характер. Профессионально-этическая юрисдикция Общественной коллегии по жалобам на прессу и Большого жюри Совета Журналистов РФ признается далеко не всеми СМИ. Поэтому актуальной является проблема разобщенности журналистского корпуса и отсутствия общезначимых профессионально-этических представлений. То есть существует расхождение между ценностями российского журналистского сообщества и ценностями, декларируемыми в профессионально-этических кодексах.
Ценности социальной среды СМИ
Под социальной средой СМИ понимается комплекс политических, социально-экономических, культурных условий, в которых функционируют средства массовой информации.
Таким образом, система ценностей социальной среды СМИ складывается из компонентов, воздействующих на нее и тесно связанных между собой. Такими компонентами являются:
- Ценности политики;
- Ценности информационного общества;
- Ценности рыночной экономики;
- Ценности гражданского общества;
- Ценности рекламы и PR;
- Ценности культуры.
Ценности принято делить на положительные и отрицательные, хоть подобное обозначение несет в себе смысловую неточность. Понятие ценности имеет положительную экспрессию, так как указывает на особую значимость явления для субъекта. Однако такая значимость может быть связана с разными последствиями. Поэтому амбивалентность ценностного поля и обусловливает необходимость дифференциации ценностей по их последствиям. Разделение ценностей на положительные и отрицательные условно, точнее говорить о конструктивных ценностях и ценностях с деструктивным потенциалом.
К положительным ценностям общества относятся: образование, творчество, качество жизни, развитие личности, самовыражение. К отрицательным можно отнести технологический детерминизм, следствием которого является обезличенность, однообразие, неуправляемость, манипулирование, узкие критерии эффективности. Данные ценности оказывают сильное влияние на все сферы жизни общества и определяют ценности социальной среды средств массовой информации.
Положительными ценностями политической сферы являются: право на политическую, личную, экономическую свободу, право на свободу самовыражения, а также гражданское общество. Отрицательные ценности этой категории связаны с распространением политических технологий, медиакратией, когда власть выбирается большинством, которое конструируется средствами массовой информации, а они, в свою очередь, зависят от корпораций. С точки зрения идеологии в современном обществе ценностями являются порядок, справедливость, стабильность, свобода.
С ценностями информационного общества тесно связаны ценности рыночной экономики.
Ценности культуры – это вневременное и абсолютное «царство ценностей» - добро, истина, любовь, красота, справедливость, вера, творчество и т.д. но современная культура под влиянием информационных технологий трансформируется в медиакультуру. С одной стороны, она подвержена технологизации, с другой – маркетизации. Поэтому положительными ценностями медиакультуры можно назвать все традиционные ценности и все положительные ценности информационного общества. К отрицательным можно отнести все отрицательные ценности экономики и информационного общества.