Культ личности — это основа автократии, возвеличивание одного человека.
Письма народов СССР Сталину
Деятельность советской журналистики способствовала созданию и укреплению культа личности И. В. Сталина. В личную заслугу вождю ставились победы в успехах строительства социализма и реализации первых пятилеток. Пресса стала играть роль трибуны идейно-теоретического обоснования культа личности Сталина. Его книги "Краткий курс истории ВКП (б)", "Об основах ленинизма" расценивались как величайшие образцы творческого развития марксизма. Пропаганда в периодической печати и радиовещании авторитарной идеологии привела к тому, что культ личности проник во все области духовной жизни общества, включая и журналистику, которая стала неотъемлемой частью аппарата тоталитарной системы.
Особое место в формировании культа личности вождя занимают письма советских народов, адресованных Сталину. Они появились в 1936 году в газете «Правда» сразу заняли почетное место на передовицах. Первые публикациями такого рода были написаны прозой:
- «Письмо товарищу Сталину от трудящихся Советской Армении",
- "Письмо трудящихся Казахстана товарищу Сталину".
Эти письма были напечатаны в 1935 году. В «Правде» в других центральных и региональных изданиях 20-30-х годов 20 века, которые активно обслуживали культ личности Сталина, постоянно публиковались письма различных собраний, съездов, пленумов, рабочих коллективов и просто групп людей, объединенных по интересам, адресованные вождю. Часто эти послания были сопровождены многочисленными подписями их «авторов». С ростом культа личности вождя росло и число подписей. Письма выполняли чисто декларативную функцию – народ подобным образом заявлял о своем существовании, правах и обязанностях как члена «семьи народов ССССР». Кроме декларативной, письма выполняли и идентификационную функцию – народ определял свой статус и место в рамках советской геокультурной парадигмы, а также закреплял их за собой на официальном уровне.
Сложившаяся традиция писем прервалась в 1941 году, но как только в СССР почувствовали, что война идет к победе, снова возродилась, но уже в более грандиозном масштабе. Советская риторика стремилась на уровне массового сознания закрепить мысль, что победа принадлежит именно Сталину.
Позже стали публиковаться поэтические письма. Уже в первых публицистических письмах, а затем в поэтических сформировался эпистолярный канон, когда чувства народов транслировались в рамках определенной художественной заданности. Все письма имели одинаковую композиционную и содержательную структуру.
Роль журналистики в создании культа личности И. В. Сталина
В конце 20-30-х годов 20 века партийный контроль за деятельностью СМИ значительно усилился. Так в 1928 году в постановлениях ЦК ВКП(б) подчеркивалось, что СМИ являются «острейшим большевистском орудием на идеологическом фронте».
Особенно активно установка на превращение СМИ в орудие партийной пропаганды стала внедряться в 1938 году в связи с выходом книги Сталина «Краткий курс истории ВКП(б)». Ее главы публиковались в газете «Правда» вместе с передовыми статьями:
- "Обеспечить глубокое изучение истории ВКП (б)"
- "За овладение революционной теорией",
- "Большевистская идейность и организованность",
- "Непобедимая сила марксизма-ленинизма" и т.д.
Осенью 1938 года ЦК партии было принято постановление "О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском "Краткого курса истории ВКП (б)". Это обусловило развитие внутриредакционной структуры - в СМИ возникают отделы пропаганды, укрепляются отделы критики, отделы библиографии. Теоретическим печатным органом партии стал журнал «Большевик».
Таким образом, на страницах журналов и газет важное место стала занимать пропаганда партийной идеологии.
Настойчивая и активная пропаганда средствами массовой информации авторитарной идеологии способствовала проникновению ее во все сферы общественной жизни.
Особенностями журналистики наряду с существованием пропаганды и партийного контроля было существование культа личности И. В. Сталина.
Безграничное доверие к вождю, готовность выполнить любые его приказы оказались благодатной почвой для того, чтобы отношение к Сталину стало некритическим, а восхищение превратилось в безграничное восхваление. Культ личности Сталина сложился уже к началу 1930-х годов.
В честь вождя называли города – Сталинград, Сталино, Сталинабад, Сталинири и т. д., колхозы и совхозы, промышленные предприятия, пик на Памире. Поэты посвящали ему стихи. Например, по свидетельству К. Чуковского и О. Мандельштама Б. Пастернак «просто бредил Сталиным».
Поэты, писатели, государственные деятели, публицисты, журналисты будто соревновались друг с другом в восхвалении вождя. В газете «Правда» в день открытия XVII съезда партии на первой полосе была опубликована статья с восхвалениями в адрес Сталина.
Книга Карла Радека «Зодчий социалистического общества» была наполнена дифирамбами в адрес Сталина. Но несмотря на такое восхваление вождя, журналист все равно подвергся репрессиям. Не спасло Радека даже то, что в несколько последних лет перед арестом из-под его пера не выходило ни одной статьи без прославления Сталина.
В январе 1934 года в «Правде» был опубликован комментарий к отчетному докладу ЦК, с которым выступил И. В. Сталин.
За период, когда Сталин находился у власти, «Правда» задавала тон всей советской журналистике. Именно это издание считалось центральным органом большевистской партии и самым влиятельным советским изданием. «Правда» была главной газетой страны.
В своих публикациях журналисты не только выражали благодарность советскому вождю за то, что он делает для народа, но также благодарили за продолжение дела В. И. Ленина.
Таким образом, журналистика стала орудием командно-административной системы. Проявилось это в том, что СМИ превратись в средство расправы с инакомыслием и играли роль проводника идеологии классовой борьбы по мере движения страны социализму.