Социальная журналистка – это отрасль журналистки, основным предметом которой являются социальные проблемы современности.
Информационные жанры в социальной журналистике
Социальная журналистика использует возможности всех жанров. Жанр журналистского произведения по определению С. М. Гуревича – это устойчивые особенности его тематических и содержательных характеристик, типа отображаемой действительности, стилистики, композиции. Отсюда можно выделить такие жанровые составляющие, как:
- Тема
- Цель
- Структура
- Объем
- Способ подачи материала
- Метод сбора информации
- Стилистические особенности.
Информационные жанры дают возможность анонсировать и проводить разного рода информационные кампании, акции. Общественная журналистка ставит на первый план не права журналистов, а их обязанности перед обществом. То есть, руководители, редакторы и журналисты новостных служб выполнять свою работу таким образом, чтобы она помогала людям преодолевать чувство отчужденности, апатии, бессилия, а также побуждала к действию, подталкивала к активному участию в гражданских акциях. Но информационные жанры – интервью, заметка, отчет, репортаж – не могут дать столь широкую картину действительности, как аналитические жанры, и не могут так эмоционально и ярко воздействовать на публику, как художественно-публицистические жанры.
Этим обусловлено то, что социальная журналистика чаще всего обращается к аналитическим жанрам.
Аналитические жанры социальной журналистики
На страницах общественно-политических изданий наиболее востребованы такие темы как:
- Социальная защита граждан;
- Проблемы качества медицинского обслуживания, образования;
- Проблемы занятости населения;
- Проблемы демографии и т.д.
И в качестве приоритетных жанров для освещения этих тем выбирается именно аналитика.
Жанровыми предпочтениями журналистов является статья, корреспонденция, репортаж, обозрение, так как они являются наиболее приемлемыми для изложения социальной проблематики. При рассмотрении социальных проболеем журналисты эффективно используют журналистское расследование. Как правило, его результаты представляются читателю в форме корреспонденций и репортажей.
Характерная черта аналитических материалов социальной журналистики – повышенное внимание к человеку, который находится в центре каждого материала. Это и участники событий, и пострадавшие, и наблюдатели, и обвиняемые, и просто прохожие, и эксперты. Подобная насыщенность «человеческим» придает публикациям еще боле остросоциальный характер, делает их нацеленными на решение реальных проблем.
Для создания социальных публикаций в рамках аналитической журналистики применяются разные методы. Например, вопросы в заголовочных комплексах подчеркивают социальную направленность, намекают на анализ. Авторы создают свой особый образ, который читателем угадывается из текста. Это делает журналиста ближе к читателю, позволяет ему стать «своим» и упрощает выполнение основной задачи социальной журналистики.
Социальная составляющая ярко проявляется и в выборе лексики. Эту задачу хорошо выполняют риторические вопросы.
Художественно-публицистические жанры социальной журналистики
В социальной журналистике большие возможности имеет группа художественно-публицистических жанров. В центре любой подобной публикации находится человек. Особенный вес в связи с этим приобретают очерк и зарисовка. Героями этих материалов, как правило, являются те, кому необходима особая поддержка – многодетные семьи, ветераны, люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации.
Часто в публикациях встречается описание работников «простых» профессий, целью которых является создание положительного образа обычного труженика. По мнению исследователей, наибольшими выразительными возможностями обладает проблемный очерк. Эта разновидность жанра дает корреспонденту возможность описать социальную проблему как препятствие, которые пытаются преодолеть оказавшиеся в одинаковой ситуации люди. Подобные материалы имеют большой воздействующий потенциал, так как иллюстрация проблемы происходит через столкновения интересов, конфликты людей. А исследование этих конфликтов и развитие их позволяет автору раскрыть суть проблемы, а также наметить возможные варианты ее решения.
Преимуществом художественно-публицистических жанров является еще и то, что в них журналист может выразить собственную позицию и этим оказавать воздействие на аудиторию.
Главным назначением оценочных суждений, по мнению А. В. Калачинского, является то, чтобы сообщая факты, воздействовать на мнение и поведение людей. Это воздействие основано на том, что изменение отношения человека к реальной действительности происходит не столько под воздействием сообщения о событиях, сколько потому, что в тексте эти факты получают определенную социально-политическую окраску благодаря оценке с ой или иной позиции.
Среди используемых средств необходимо отметить поиск необычного героя. это дает возможность взглянуть на проблему с совершенно другого ракурса и тем самым заинтересовать читателя. Также журналисты активно используют изобразительно-выразительные средства, такие, как метафора, сравнение, повтор и т.д. Коммуникативную эффективность материала обеспечивает проведение художественных параллелей.
В проблемном очерке воедино соединяются человек и проблемная ситуация, что делает публикацию в данном жанре социальной. Именно за ходом проблемной ситуации в своей публикации следит очеркист. Здесь автор выясняет причины возникновения проблемы, а также пытается определить дальнейшее ее развитие, найти пути решения. В очерке проблема выступает в качестве преграды, которую пытаются преодолеть конкретные люди с их достоинствами и недостатками. Проблема часто проявляется через столкновения интересов людей, через конфликт. И добраться до сути проблемы можно исследуя эти конфликты. Невозможно написать проблемный очерк, не разобравшись в области деятельности, которая в нем затрагивается. Только глубокое проникновение в суть дела позволит автору прийти к точному пониманию проблемы, лежащей в основе ситуации и описать ее в своем очерке соответствующим образом.