Фотожурналистика — это особая форма журналистики, которая в качестве основного средства выражения использует фотографии.
Классификация жанров фотожурналистики В. В. Тулупова
На страницах журналов и газет присутствуют фотографии, выполненные в разных жанрах: репортажные снимки, фотопортреты, фотоочерки и т. д.
Существует множество критериев, по которым определяется жанр фотожурналистики. В некоторых случаях в качестве критерия фотографического жанра выступает объект съемки или метод, специфика работы фотографа. Например, репортажный портрет и портрет студийный – это совсем не одно и то же, несмотря на то, что объектом съемки является человек.
Система жанров фотожурналистики была предложена В. В. Тулуповым. По мнению профессора исторически сформировались три канонических жанра фотожурналистики:
- Фотозаметка (фотоинформация);
- Фоторепортаж;
- Фотопортрет.
Однако эти жанры взаимопроникают, смешиваются в зависимости от выполняемой задачи.
Фотозаметка – это наиболее оперативная форма отображения разных сторон реальной действительность. Это форма ее фиксации, которая раньше других выделилась в особый жанр.
Фотозаметка показывает единичный факт и обращает внимание на оперативность приведенной в статье информации. фотоинформация по смыслу близка к фоторепортажу, но выполняет совершенно другие функции. Как правило, фотозаметка – это одна фотография, которая отображает некий момент события. Фоторепортаж может представлять любую фазу события, фтоинформация же концентрирует в себе все фазы одновременно, показывает нечто структурно организованное и цельное. Самое главное в этом случае то, что фотозаметка не может существовать без комментария. В противном случае она визуально теряется, и это усложняет процесс восприятия. Другими словами, фотозаметка, в отличие от фоторепортажа, не является самодостаточной.
Фоторепортаж – это более развернутое коммуникативное действие, которое направлено фоторепортером, журналистом, СМИ (т.е. коммуникатором) на читателя и зрителя с целью освещения многосоставного события. Он рисует событие в фазах его изменения, динамического или поступательного развития.
Фоторепортаж – это основная форма подачи изобразительного ряда в современных периодических изданиях. К фоторепортажу близок жанр фотозарисовки. Фоторепортаж может быть представлен как серией фотографий, так и одной работой. Читатель в первом случае имеет возможность оценить событие в действие, а это очень важно для восприятия материала. При этом процессы чтения и просматривания фотографий друг с другом могут быть не связаны. Как правило, в серии дается 4-5 фотографий на одну полосу, 5-6 фотографий на разворот. При этом следует учитывать размер фотографий, их ориентацию относительно текста.
При единичной фотографии репортаж получает форму фотозаметки, однако отличается от нее в первую очередь яркой формой, композицией, фазой действия, иллюзией присутствия.
В некоторых случаях одна фотография для статьи может оказаться выигрышней серии снимков. В отличие от других информационных жанров, фоторепортаж требует качественного монтажа с текстом статьи, или полного отсутствия текста. Во втором случае читателю предлагается только зрительный ряд, к которому возможен краткий комментарий или подпись.
Одним из первых теоретиков и практиков фоторепортажа и фотожурналистики стал одним их самых известных и авторитетных фотографов мира Анри Картье-Брессон.
Фотопортрет может быть групповым или индивидуальным. Главное требование, чтобы он не искажал внешность людей, изображенных на нем. Одним из самых известных фотографов в данном жанре является Бретт Уолкер.
Классическая теория жанров фотожурналистки
Кроме классификации, предложенной В. В. Тулуповым, существует классическая теория жанров фотожурналистки. В ней фотоматериалы делятся на художественно-публицистические и информационно-публицистические.
Наиболее часто применяющимися жанрами фотожурналистики являются фотозаметка, фоторепортаж, фотоиллюстрация, фотокорреспонденция. Эти жанры являются определенным способом структурной организации сообщения, позволяющим дать наглядное представление о факте, событии, явлении и показать их суть с помощью минимального текста. Различаются эти жанры по назначению, ценностному и целевому использованию зрителем информации, заложенной в них.
Основу фотоинформации составляет единичный факт. В отечественной фотожурналистике выделяют три разновидности этого жанра:
- Комментированная;
- Некомментированная;
- Развернутая.
Как правило, объем текстовой информации в них заключен в рамки сообщения об одном явлении или факте. Различие заключается только в обрисовке деталей и подробностях события.
Фотокорреспонденция не отображает развитие события напрямую. Здесь происходит осмысление сложившейся ситуации в ходе событий или явлений, подводится результат действий и дается их оценка, а также возможный прогноз.
Этот жанр от развернутой фотоинформации отличается тем, что раскрывает взаимосвязь между несколькими событиями и фактами.
Фоторепортаж подразделяется на фоторепортаж-отчет, хроникальный фоторепортаж, фоторепортаж с оценочным началом.
Фотоиллюстрация дает зримый образ в момент осуществления коммуникативного действия. То есть смысл фотоиллюстрации без пояснения текстом не может быть понятен. Здесь, в отличие от фотоинформации, важна тематика текста, сопровождаемого иллюстрацией, его смысловой стержень. Это говорит о том, что фотография требует комментария, а изображение дополняет статью.
В теории фотожурналистики к художественно-публицистическим жанрам относят фотоочерк, фотозарисовку, фотоплакат, фотопортрет, фотомонтаж, фотосериал, фотоколлаж.
Фотозарисаовка – это предшественник фоторепортажа. Истоки этого жанра обнаруживаются в истории русской фотографии и имеют связь с социально фотографией.
Этот вид съемки появился с началом съемок «про жизнь» со всеми ее социальными контрастами.
Фотоочерк – это жанр, который отличается пристальным вниманием к человеку. Он показывает человека и социальную действительность во всей полноте ее развития и бытия. Функция фотоочерка – рассказать о людях.
Границы между жанрами фотожурналистики условны. Главное, что должно ощущаться – отсутствие «штампов» и собственный стиль.