Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Фотожурналистика ВОВ: методы и стиль работы военных корреспондентов Е.Халдея,М.Альперта и А.Шайхета

Военная фотография – это снимки, сделанные на войне. Иногда к жанру военной фотографии относят снимки, созданные на тему войны.

Фотожурналистика времен Великой Отечественной войны

Практически все известные фотографии времен Великой Отечественной войны, которые есть в энциклопедиях, учебниках, фотоальбомах являются продукцией СМИ тех лет.

Многие журналисты погибли при выполнении редакционных заданий. Опасность быть убитым постоянно подстерегала фотокорреспондентов и кинооператоров. Пишущий журналист мог набрать свой материал в штабе воинской части, на командном пункте или же наблюдать за ходом боя на более-менее безопасном расстоянии, то фотокорреспондент всегда находился в гуще событий, чтобы запечатлеть на пленку. Большинство репортеров пользовалось фотоаппаратом «ФЭД», который позволял снимать на расстоянии не больше 30 метров, в противном случае изображение становилось нечетким, расплывчатым. В то время не существовало приближающих объективов. Фотокорреспонденты проявляли большое мужество, работая на передовой.

Статья: Фотожурналистика ВОВ: методы и стиль работы военных корреспондентов Е.Халдея,М.Альперта и А.Шайхета
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

У фотокорреспондента «Комсомольской правды» Ивана Шангина есть фотографии и начала, и конца войны. Шангин сделал снимки 22 июня 1941 года и во время штурма Рейхстага. Однако в историю вошел другой его снимок – «Политрук продолжает бой», который был сделан на 2-м Прибалтийском фронте. На фотографии изображен лейтенант с перебинтованной головой, который, превозмогая боль, что-то кричит из окопа. Этот снимок так не был напечатан в годы войны и пролежал в архиве автора до 1965 года.

У военной фотографии времен Великой Отечественной войны две основные функции. Во-первых, она обличает все зверства фашистов, выполняет роль важного документа, наиболее убедительного свидетельства и одновременно обвинительного акта против оккупантов. В дальнейшем военная фотография стала главным доказательством в судебных процессах над военными преступниками.

Во-вторыхфотография звала в бой, призывала встать на защиту Родины.

По работам фотокорреспондента газеты «Правда» А. Устинова можно проследить хронологию войны. Устинов отражает войну в ее многообразии – и военные действия, и строительство противотанковых креплений, и руины освобожденных городов, и партизан Ковпака, и жертв концентрационных лагерей. Но особенно сильное впечатление производят фотографии с передовой:

«Фотожурналистика ВОВ: методы и стиль работы военных корреспондентов Е.Халдея,М.Альперта и А.Шайхета» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • «Броня и огонь» (1941)
  • «На новую огневую» (1941)
  • «Танковый бой под Москвой» (1941)
  • «Химки. Автоматчики в засаде» (1941)
  • «Юго-Западный фронт. Ночная атака» (1942)
  • «И снова - атака!» (1943)
  • «По фашистским танкам. Польша» (1944),
  • «Бои в Берлине» (1945).

Именно благодаря фотокорреспондентам известно, как выглядел первый день той ужасной войны, и как – последний.

Советские фотокорреспонденты принимали участие в боях с тех же позиций, что и те, кто сражался с оружием в руках. Советская военная фотография прославляла одного героя – народ, который на своих плечах вынес тяжелое бремя войны.

Фронтовые репортеры показывали и будничную сторону войны, повседневную солдатскую работу («Пусть солдаты поспят» Г. Липскерова, «Попей, сынок» А. Устинова, «Письмо домой» Г. Санько, «Солдатский труд» И. Озерского).

Замечание 1

Большой вклад в общее дело внесли фотокорреспонденты Дмитрий Бальтерманц, Макс Альперт, Марк Редькин, Александр Узлян, Эммануил Евзерихин, Яков Халип, Аркадий Шайхет, Александр Устинов и другие.

У каждого была своя фронтовая судьба и своя главная военная тема.

Фотографии Е. Халдея и М. Альперта

Фотография фотокорреспондента ТАСС Евгения Халдея, где изображены стоящие на тротуаре и слушающие сообщение о начале войны москвичи, стала хрестоматийной. Эта фотография была сделана сразу после начала радиосообщения. Подпись под фотографией «Москва, 22.6.1941 в 12 часов10 минут» говорит сама за себя.

Так сложилось, что и последний кадр о войне был снят тем же автором. Фотоснимок «Знамя над Рейхстагом» обошел весь мир, он постоянно публикуется 9 мая во всех журналах и газетах. На снимке изображен советский солдат, устанавливающий знамя Победы на одном из выступов здания. Солдата подстраховывает офицер. За ними – развалины Берлина.

Е. А. Халдей дожил до 1997 года. Все послевоенные годы к нему обращались многочисленные агентства и издания – как отечественные, так и зарубежные – с просьбой отдать фотографии. За уникальный военный архив иностранцы предлагали Е. Халдею огромные деньги. Но фотокорреспондент их никому не продал, считая, что эти снимки принадлежат только России.

Е. Халдей. «Знамя над Рейхстагом». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Е. Халдей. «Знамя над Рейхстагом». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Во время Великой Отечественной войны снимал фотохроники для ТАСС и Макс Альперт. В 1942 году он сделал один из самых известных в мире фотографий – «Комбат». на снимке запечатлен командир, ведущий в бой солдат. Несколько мгновений спустя его не станет. Многие этот снимок считали постановочным, ведь фотокорреспондент не мог находиться впереди командира. По словам М. Альперта, он находился в тылу пехоты, но фашисты ее буквально скосили из автоматов и пулеметов. Охранение репортера тоже погибло. Фотокорреспондент оказался между двух огней. Этот отчаянный бросок Альперт снял в тот момент, когда в атаку поднялась вторая волна советских солдат. В той ситуации Альперт не смог записать фамилию командира, поэтому снимок назвали «Комбат».

М. Альперт. «Комбат».. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. М. Альперт. «Комбат».. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Работа Аркадия Шайхета в период войны

Аркадий Шайхет войну прошел в должности военного фотокорреспондента. Снимки Шайхета печатались крупнейших советских изданиях. Большая часть работ фотокорреспондента того периода основывалась на съемке крупным планом ключевого объекта сюжета. Это могла быть испуганная женщина, солдат на отдыхе, радостный от встречи с отцом ребенок и другие участники тех страшных событий.

Работа Аркадия Шайхета. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Работа Аркадия Шайхета. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Аркадий Шайхет воевал наравне с солдатами. Фотокорреспондента представили в высокой награде – ордену Красного Знамени. Во время окончания войны А. Шайхет находился в Германии, а летом 1945 года он вернулся на Родину.

На сегодняшний день фотографии времен ВОВ продолжает печататься в СМИ и успешно конкурирует с современной фотожурналистикой. Снимки тех лет стали символами ушедшей эпохи и свидетелями героизма народа, победившего фашизм.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 23.07.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot