Военная журналистика – это направление журналистики, освещающее военные конфликты, террористические акты, КТО, этнические и религиозные конфликты.
Биография Константина Симонова
Во время Великой Отечественной войны газета была для народа источником мужества, силы. Газетные материалы словно перерастали себя и становились из обычной статьи или очерка бессмертным произведением. Объясняется это тем, что в те годы в многочисленных военных газетах трудились настоящие мастера слова. Они еще до войны доказали свой талант затрагивать людей за живое словом, показали свою способность достучаться словом до сердец. Постоянными корреспондентами газет военных лет были такие крупные мастера слова, как Алексей Толстой, А. Твардовский, В Гроссман, М. Шолохов, А. Платонов. Одним из наиболее талантливых, успешных и молодых авторов военной прессы был корреспондент газеты «Красная Звезда» Константин Симонов. Его очерки обладают неиссякаемой энергией, статьи поражают своей яркостью. Таланту Симонова отдавали должное все его коллеги. Например, Илья Эренбург, тоже работавший в «Красной Звезде» и слывший «старым газетным волком", отмечал особую энергию Симонова.
Константин Симонов родился в ноябре 1915 года в Петрограде. Воспитывал его отчим, который был преподавателем тактики в военных училищах, затем стал командиром РККА. Свое детство Симонов провел в командирских общежитиях и военных городках. Семья была небогатой, Симонову после окончания семи классов пришлось пойти в фабрично-заводское училище и получить профессию токаря. В 1931 году семья переехала в Москву. Однако несмотря на сложные условия, тяжёлую работу и семь классов образования Константин Симонов сумел поступить в Московской институт философии, литературы и истории имени Н.Г Чернышевского.
Свои первые произведения он написал уже в 1935 году. В 1939 году Симонова в качестве военного корреспондента направили в Монголию, на Халхин-Гол. После этой поездки он решил бросить аспирантуру института философии и литературы и пойти на курсы военных корреспондентов при Военно-политической академии.
Военные очерки К. Симонова
В годы войны К. Симонов работал корреспондентом в таких газетах, как:
- «Красная Звезда
- «Боевое знамя"
- «Правда»
- «Красноармейская правда".
Опубликованные К. Симоновым в «Красной Звезде» статьи и очерки - это не просто газетные публикации. Их можно назвать литературными произведениями, ведь в каждое из них Симонов вкладывал не только мастерство и профессионализм, но и душу.
Военные очерки К. Симонова:
- «Часть прикрытия"
- «У берегов Румынии"
- «Июнь-декабрь"
- «Керченские каменоломни" и т.д.
Примечательно, что Симонов практически не описывает внешность героев, а только их отдельные черты - копна кудрявых волос, глухой низкий голос, волевой подбородок, но читатель все равно видит героя, словно сфотографированного словами писателя. Сам автор даже если и является участником описываемых событий, остается от них словно дистанцированным.
Язык очерков Симонова близок к сценарному. Писатель будто объясняет окружающим на примере героев своих произведений, что нужно сделать и как именно.
В очерках Симонова нечасто можно встретить местоимение «я». А тяга к описательности позволяет писателю наиболее ярко передать внутренний мир своего героя. Симонову важно показать чувства, которые испытывает человек на войне.
Очерки Константина Симонова, особенно периода 1941-1942 годов, отражают силу духа советских офицеров и солдат Красной армии, их характеры, подвиги и взгляды, которые способны показать читателям, что невзирая на все, в Красной армии есть люди, способные переломить ситуацию.
Конечно, не все, что довелось увидеть Симонову в ходе своей деятельности, было вдохновляющим и заставляющим поверить в возможность победы. Но в тех людях и в тех фактах, которые писатель отбирает для своих публикаций, видна надежда на то, что когда-то война закончится, и в стране снова воцарится мир и созидание.
Симонов, не высказываясь напрямую от своего имени, вдохновляет читателей на свершения и подвиги, приводя в пример героев своих произведений. Писатель раскрывает внутренний мир своих героев, точно и обстоятельно рассказывает об их детстве, юношеских годах, об основных моментах, которые способствовали формированию его характера.
Судьбы героев военных очерков Константина Симонова совершенно непохожи. Да и люди абсолютно разные, работавшие до войны в разных местах, воюющие на разных фронтах и в разных частях. Писатель стремится охватить все многообразие характеров, званий, профессий, специальностей. В своих очерках он показывает, что каждый может стать героем – и выпускник военного училища, и артиллерист, и шахтер, и партизан, м простой рабочий, и разведчик. В публикациях Симонова война вдруг обретает лицо, это война каждого – и молодой девушки-фельдшера, и подполковника Лизюкова, и молодого летчика. Симонов персонифицирует народ. И даже когда он пишет о группе людей, например, о засевших в керченских каменоломнях партизанах, он из этой группы выбирает несколько особенно выдающихся людей.
Интереса заслуживает и то, как в своих военных публикациях Константин Симонов изображает врагов. Писатель не был склонен умалять их силы. По его мнению, преуменьшение силы врага преуменьшает и героизм советских солдат. Но при этом он и не преувеличивал силу немцев.
Также в своих очерках Симонов старается разграничить понятия «фашист» и «немец», что ему удается.
Симонов даже в самое тяжелое для страны время смог найти слова, которые помогали, поддерживали советских граждан. Военные статьи и очерки писателей тех лет ценны в первую очередь этим. Военные публикации К. Симонова и других писателей-публицистов – это память о тех страшных годах, которые пережил русский народ.