Масонство – это движение, которое оформилось в 1717 году в виде тайного эзотерического общества
Деятельность Н. И. Новикова
Признанным центром масонства в России в конце 18 века была Москва.
Московские розенкрейцеры, как и адепты других масонских лож, свою цель видели в первую очередь в собственной внутренней духовной работе, которая заключалась в познании Бога через познание себя.
Но реальная практическая деятельность мартинистов (так называли розенкрейцеров) была связана не только с моральным самосовершенствованием, но и усилиями братьев, направленными на просвещение русского общества. Большую роль в этом сыграл Н. И. Новиков, выдающийся русский просветитель второй половины 18 века. В 1769 году Н. И. Новиков начал журнально-издательскую деятельность – он основал журнал «Трутень». Именно это и определило всю его дальнейшую жизнь.
В 1770 году по приказу императрицы Екатерины Второй журнал закрыли. Тогда Новиков основал несколько новых изданий:
- «Пустомеля»
- «Живописец»
- «Кошелек».
В 1722 году Н. И. Новиков начал издание своего труда «Опыт исторического словаря о российских писателях». В 1773 году он издал «Древнюю российскую идрографию», затем «Скифскую историю» А. Лызлова, «Историю о невинном заточении боярина А. С. Матвеева» и т. д.
Большую ценность с научной точки зрения имела «Древняя российская вивлиофика», которая представляет собой богатое собрание памятников древней русской письменности – грамот, описаний царских свадеб, посольств и т.д.
Интерес Н. И. Новикова к отечественной истории не был случайным, именно в ней, в добродетелях и самобытности предков Новиков искал противоядие против активно насаждавшейся в тот период галломании, бездумного подражания всему европейскому, западному.
В своих изданиях, в частности в «Санкт-Петербургских ученых ведомостях», Новиков обличал язвы и пороки современной ему российской действительности, включая крепостное право. Он высказывал сочувствие тяжелой судьбе русского народа и свою веру в силу просвещения. С широким распространением просвещения Новиков связывал надежды на гуманные, справедливые отношения между людьми. Именно это, по всей видимости, и сблизило Н. И. Новикова с масонами.
Новикова в масонстве привлекала в первую очередь его нравственная и просветительская сторона.
Этому была посвящена вся последующая деятельность Новикова. Масонское влияние на его деятельность сначала сказалось в усилении нравоучительного, морализаторского элемента в его публикациях, а позже – в появлении на страницах журналов Новикова большого числа переводов произведений европейских пиетистов и мистиков – Юнга, Я. Беме, Паскаля и т. д.
Доходы от своих журналов Новиков использовал в благотворительных целях. Он организовывал в Санкт-Петербурге и содержал частные народные училища. После закрытия «Утреннего света» эти училища финансировались за счет других масонских журналов – «Вечерняя заря» и «Московское издание».
Успехи Новикова на этом поприще привлекли внимание М.М. Хераскова, известного на то время масона, куратора Московского университета. В результате в 1779 году Новиков получил право арендовать типографию Московского университета и издавать «Московские ведомости» на очень выгодных условиях.
Деятельность И.-Г. Шварца
Большим авторитетом у московских масонов пользовался немец Иоганн – Георг Шварц. В 1779 году он получил место лектора немецкого языка в Московском университете. Уже в ноябре 1779 года Шварц учреждает при университете Педагогическую семинарию, целью которой была подготовка учителей для народных училищ. Семинария существовала на частные средства.
Весной 1781 года по инициативе Шварца при Московском университете было открыто Собрание университетских питомцев, ставшее первым научно-литературным студенческим обществом в России. У общества был свой печатный орган – просветительский журнал «Утренний свет», редактором которого стал сам Шварц.
Среди других его издателей тоже были известные масоны – А. Я. Давыдовский, А. Ф. Лабзин, Л. М. Максимович, А. В. Могилянский, П. А. Пельский. В этом журнале свои произведения печатали М. И. Багрянский, И. П. Тургенев, П. А, Сохатский, Ф. П. Ключарев.
в нем публиковались либо переводы сочинений европейских масонов-мистиков, выполненные студентами университета, либо собственные рассуждения на религиозно-мистические темы.
Еще одним начинанием Шварца стала организация Дружеского ученого общества. Цель этого общества – печатание учебных книг, изучение и распространение исторических, философских, педагогических, естественнонаучных знаний. Всего в обществе состояло около 50 человек.
Современное масонство
В советские времена русское масонство было разгромлено. Масонов рассматривали как вражеских агентов. Русское масонство сохранилось только в эмиграции, главным образом, во Франции, где существовало несколько русских лож. Самой известной русской масонской ложей была «Астрея». В ложах хранились реликвии российского масонства, которые удалось спасти.
Позже произошло перерождение советской правящей верхушки. Первые обнародованные известия о принадлежности к масонам М. Горбачева появились в феврале 1988 года в немецком журнале «Мер Лихт». Такие же сведения были опубликованы в нью-йоркской газете «Новое русское слово». Но самым веским доказательством принадлежности к масонству Горбачева являются его близкие контакты с руководящими лицами мирового масонского правительства, а также его вступление в одну из главных мондиалистских структур. Посредником между Трехсторонней комиссией и Горбачевым был масон Дж. Сорос, который в 1987 году образовал Фонд Сороса. За счет Сороса финансировались многие СМИ, велась подготовка специалистов независимого телерадиовещания.
На средства Сороса содержится целый ряд изданий:
- «Октябрь»
- «Знамя»
- «Звезда»
- «Новый мир»
- «Иностранная литература»
- «Театральная жизнь» и т. д.