Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Великие французские публицисты-просветители: Вольтер, Руссо, Дидро, Марат, Робеспьер, Сен-Жюст

Определение 1

Французское просвещение – это общественно-политическое движение 17-18 веков, которое стремилось исправить недостатки общественного устройства путем популяризации научных знаний и распространения вольнолюбивых идей.

Взгляды и идеи Вольтера и Ж.-Ж. Руссо

Вольтер и Руссо являются виднейшими представителями французского просвещения, сыгравшими выдающуюся роль в обосновании нового взгляда на мир и в борьбе с феодальным мировоззрением.

Франсуа-Мари Вольтер считается основоположником французского просвещения, защитником свободы личности, мысли, которые, по его мнению, являются естественными и неотъемлемыми правами каждого человека.

Главная заслуга Вольтера заключается в резкой и содержательной критике церковных предрассудков, феодального мировоззрения, различных лженаучных философских учений и теорий. Большую роль в этом сыграли философские произведения Вольтера и его исторические работы:

  • «Микромегас»
  • «Задиг»
  • «Кандид»
  • «История Карла XII»,
  • «История России при Петре»,
  • «Век Людовика XIV» и т.д.

В своих произведениях великий просветитель призывал к уничтожению дикости, варварства, к улучшению жизни людей. По мнению Вольтера, препятствием к улучшению личной и общественной жизни человека является церковь, которая порабощает личность, лишает человека его лучших качеств. Первым шагом к уничтожению церкви, по мнению Вольтера, должна была стать секуляризация церковных владений.

Вольтер критиковал религию и считал природу единственной реальностью. Но при этом он не отрицал существования бога, считая его особой творческой силой. Вольтер выступал против атеизма материалистов и считал, что религия – это своеобразная узда, которая необходима для народа. По мнению Вольтера, если бы бога не существовало, его нужно было бы выдумать.

Просветительство Вольтера носит буржуазный характер. Он выступает за свободно развитие искусства, науки, философии, литературы, но при этом возражает против просвещения широких народных масс. По мнению Вольтера, «все потеряно, когда чернь пускается рассуждать».

«Великие французские публицисты-просветители: Вольтер, Руссо, Дидро, Марат, Робеспьер, Сен-Жюст» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Вольтер, как и другие французские просветители, называл разум высшей ценностью. Именно разум должен направлять общественное развитие и диктовать законы общественной жизни.

Огромное влияние на развитие европейской политической и философской мысли оказал Жан-Жак Руссо. Для него стремления и взгляды демократических слоев французского общества были идеалом. С этими идеями Руссо прошел свой жизненный путь.

Еще в своем первом крупном произведении («Содействовало ли возрождение науки и искусства очищению нравов») он указывал на смысл борьбы, которая происходит в обществе. По мнению Руссо, причина этой борьбы заключается в том, что одни люди слишком богаты, а другие – слишком бедны. Также он указывал на частную собственность, называя ее причиной общественного неравенства. Пороки людей Руссо объяснял разлагающим влиянием частной собственности.

Жан-Жак Руссо, являясь идеологом мелкой буржуазии, не мог осознать причины ужасов феодальной эксплуатации крестьян и найти путь к избавлению от нее. Руссо присматривался к жизни народа и видел тяжелое положение крестьян, процесс их обезземеливания и накопления земельной собственности у дворянства и монастырей. Однако выход из этого положения он видел не в уничтожении царившей в стране системы эксплуатации, не в освобождении крестьян от политического и экономического гнета. Этому строю неравенства и бедности он противопоставлял утопический идеал общества, которое состоит из мелких собственников. А путь к осуществлению этого идеала он видел в его пропаганде, и считал, что именно этот идеал полностью отвечает принципам справедливости.

Он стремился вернуть людей к обществу, где не существовало бы крупной частной собственности, угнетения человека человеком. В этом обществе не существовало бы общественного неравенства.

Д. Дидро, Ж.-П. Марат

Французский философ-просветитель Дени Дидро был сторонником просвещенной монархии. В своих философских произведениях он выступал с резкой критикой абсолютизма, церкви и христианской религии. Дидро, опираясь на сенсуализм, отстаивал материалистические идеи. Литературные произведения Дени Дидро в основном написаны в традициях реалистически-бытового романа. Буржуазия стремилась разрушить сословные границы между собой и дворянством. Дидро же нарушал границы в литературных жанрах. Однако в его творчестве рационалистическое построение характеров уступило место реальному изображению обычных людей. Дидро, как и Вольтер, не доверял народной массе, которая, по его мнению, не была способной здраво рассуждать о нравственных и политических вопросах.

Жан-Поль Марат увлекался идеями Руссо и Монтескье. В 1774 году в Лондоне вышла в свет его книга «Цепи рабства». Эта книга стала первым политическим произведением Марата. Главная идея этого труда состояла в мысли о гибельности деспотической власти, которая способна только на то, чтобы «выковать цепи рабства», используя методы обмана и насилия. Естественным правом и священным долгом каждого народа, по мнению Марата, является борьба против деспотизма.

В книге «План уголовного законодательства» он продолжает развивать эти идеи. Марат представляет историю общественной борьбы как постоянное насилие богатых над бедными, сильных над слабыми. И делает вывод, что слабые и бедные имеют право силой добиваться своего освобождения от гнета. Именно с этими идеями Марат и подошел к революции. С началом революции он начинает выпускать газету «Друг народа», которая приобрела большую популярность. На страницах своей газеты он разоблачает врагов революции и выступает за свободу угнетенных. Марата называют выдающимся политиком Великой Французской революции.

М. Робеспьер, А. Сен-Жюст

Еще одним известным политическим деятелем Французской революции является Максимильен Робеспьер. Идеи просветителей, в частности Ж.Ж.Руссо, оказали сильное влияние на Робеспьера. Он выступал за отмену имущественного ценза и смертной казни, за свободу собраний и печати, гражданское равенство. Кроме того, Робеспьер призывал предоставить гражданские права «цветному» населению колоний, а также выступал за лишение короля прав вето на решения национального представительства. Робеспьер позиционировал себя как защитник простых людей и демократ.

Замечание 2

Деятельность Робеспьера не ассоциировалась с политикой властей, он не входил ни в один комитет и не занимался практической работой, в связи с чем приобрел широкую популярность и получил прозвище Неподкупный.

Со временем Робеспьер стал считать себя выразителем интересов народа и считал, что имеет право выступать от его имени. Он был сторонником политики государственного террора, который был призван решить проблемы, стоящие перед революцией, и наказать ее врагов.

Луи Антуан Леон Сен-Жюст с энтузиазмом встретил крушение феодально-абсолютистской монархии и приветствовал установление демократической республики. В 1792 году Сен-Жюст примкнул к якобинцам и принимал активное участие в разработке конституции 1793 года. Сен-Жюст проявил твердость в борьбе с контрреволюционными слоями буржуазии, участвовал в реорганизации революционной армии. Свои взгляды Сен-Жюст изложил в труде «Республиканские фрагменты», которые были изданы в 1800 году.

Дата написания статьи: 16.12.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot