Средства выразительности — это специальные приемы, грамматические и языковые, привлекающие внимание к высказыванию.
Лексические средства речевой выразительности
Изучение дискретных единиц медиапотока в современном обществе приобретает особо важное значение. Основной единицей медиапотока является медиатекст. Его объем вмещает в себя такие многоуровневые и разноплановые понятия, как радиопередача, газетная статья, телевизионные новости, интернет-реклама и т.д.
Для разных жанров газетной публицистики существуют достаточно строгие требования к внутренней стилистике. Например, новости – это тексты, которые максимально полно реализуют одну из основных функций языка – сообщение, и одну из основных функций массовой коммуникации – информативную. Отсюда возникает вопрос – используются ли средства речевой выразительности при создании новостных текстов или подобные тексты являются сугубо информационными и потому не содержат речевых фигур. Новостные тексты, попадая под влияние главной функции газетно-публицистического стиля, содержат разнообразные средства речевой выразительности. Язык современных СМИ является носителем актуальных ценностных установок общества. Заявить о значимости какого-либо события, факта, человека, а также акцентировать внимание на определенных реалиях и сформировать отношение, мнение к чему-либо помогают различные средства выразительности. К таким средства относятся тропы.
Троп – это употребление слов в образном смысле, при котором происходит сдвиг в семантике этого слова от его прямого значения к переносному.
Тропы – одно из самых сильных средств привлечения читательского внимания и один из наиболее сильных манипуляторов. Интенсивность современного медиапотока, оперативность новостного жанра и другие специфические особенности делают его востребованным в обществе.
И. Р. Гальперин предложил классификацию средств выразительности и стилистических приемов в журналистике. Он выделяет следующие типы образных средств:
- Лексические;
- Фонетические;
- Синтаксические.
Фонетические выразительные средства практически не встречаются в газетном дискурсе.
При разборе новостных заметок особый интерес составляют лексические и синтаксические выразительные средства. К лексическим относятся:
- Эпитет
- Метафора
- Метонимия
- Сравнение
- Ирония
- Олицетворение и т.д.
К синтаксическим выразительным средствам относятся:
- Удвоение
- Антитеза
- Повторы
- Параллельные конструкции и т. д.
В новостных заметках и статьях наиболее используемыми тропами являются олицетворение и метафора.
Метафора – это троп, характерный для художественных текстов. Он оказывает положительное влияние на восприятие текста читателем. Этот прием делает текст новостей менее официальным, простым и понятным широкой публике.
Олицетворения используются реже, чем метафоры – в основном в заметках и статьях социального характера. Этот прием журналисты используют для привлечения внимания читателя и заострении его на актуальных социально-значимых проблемах.
Одна из основных особенностей газетных текстов – частое использование эпитетов. Этот троп часто используется для того, чтобы добавить в текст экспрессивности, выразить свою позитивную или негативную оценку события.
Еще одним лексическим средством выразительности в газетной печати является перифраз. Перифраз помогает журналисту подать объект или явление с новой стороны, при этом не повторяя избитых выражений и фраз. Например, часто трансформации поддаются заголовки газет (например, «Сена много не бывает»). Подобные заголовки интересны сами по себе и способны вызвать интерес читателя к статье.
Синтаксические средства выразительности в газетной печати
В газетах часто используются и синтаксические средства выразительности. Например, использование многоточия дает возможность читателю почувствовать себя соавтором статьи, создать свою версию, в какой-то степени индивидуальную.
Популярными в художественной литературе и печатных СМИ являются риторические вопросы. Причина такой популярности заключается в том, что такие вопросы заставляют читателя задуматься над поднимаемой проблемой, переосмыслить ее и сделать выводы. А одной из целей журналистики как раз и является оказание влияния на общественное мнение. Примерами риторических вопросов в заголовках публикация могут быть, например, такие: «Что делать?», «С чего начинается Родина?».
Средства выразительности в газетных заголовках
Одним из ярких элементов, привлекающих внимание читателя, в газетных заголовках являются фразеологизмы. Фразеологизмы абсолютно узнаваемы. Поэтому их использование в газетных заголовках – важное средство воздействия на аудиторию. Благодаря использованию фразеологических оборотов журналисты могут сделать заголовок красочным, ярким, и образно выразить в нем собственную оценку публикуемой информации.
Использование такого приема, как персонификация, позволяет привлечь внимание аудитории, так как журналист наделяет предмет, описываемый в заголовке, определенными признаками, присущими человеку.
Стилистический прием аллюзии является достаточно распространенным в современной журналистике. Она представляет собой авторский намек и содержит имплицитное сравнение, при котором характеристики упоминаемого факта или лица приписываются другому событию или человеку. Прием аллюзии, используемый в заголовке, создает у читателя яркий зрительный образ. Чтобы авторский замысел был положительно и адекватно декодирован, необходимо, чтобы аллюзия была связана с каким-нибудь общепризнанным или общеизвестным фактом. А читатель должен обладать фоновыми знаниями, чтобы установить предметно-логические связи.
В газетных заголовках часто используется оксюморон. При помощи этого приема журналист характеризует человека, его действия и чувства. Также этот стилистический прием содержит авторскую оценку.