Сирийский конфликт (Гражданская война в Сирии) — это многосторонний, многоуровневый вооружённый конфликт на территории Сирии, который начался весной 2011 года и перерос в восстание против режима Б. Асада. С течением времени в конфликт оказались вовлечены основные государства региона и международные политические группировки, организации и мировые державы.
Методы освещения сирийского конфликта в российских СМИ
Локальные вооруженные конфликты являются в главным источником напряженности в мире. И опасность локальных конфликтов заключается во втягивании в них других государств. Конфликт в Сирии является одним из наиболее опасных таких конфликтов. Основную угрозу здесь представляет то, что борьба идет с международными террористическими организациями. И от эффективности информационного противостояния экстремистам зависит национальная безопасность государства.
Кроме того, дополнительный риск несет безответственная политика США и стран НАТО, а также некоторых арабских государств, которая направлена на поддержку фактически террористических организаций.
Вокруг вооруженного конфликта в САР осуществляется беспрецедентное информационное противостояние. На фоне боевых действий идет информационно-психологическая война, имеющая не меньшее значение. Она может оказывать влияние на мнение общественности в других странах, в том числе, и в России.
Подача информационного материала, касающегося вооруженного конфликта в Сирии, в отечественных и зарубежных СМИ различна.
В российских СМИ наиболее часто применяются следующие методы, формирующие представление о сирийском конфликте:
- Стереотипизация;
- «Расклад карт»;
- «Стадное чувство»;
- «Сияющее обобщение»;
- «Ложная дилемма»;
- «Обозначение врага».
Метод «стадного чувства» заключается в том, чтобы вызвать у читателей чувство сопричастности, гордости, патриотизма, желания поддержать действия правительства и военных. СМИ рассказывают о том, как российские военные и дипломаты борются за урегулирование конфликта, за стабилизацию ситуации в регионе и за устранение глобально террористической угрозы. Они стремятся вернуть России позиции на мировой арене. Все это не может оставить читателей безразличными.
В российских медиа цели действия США и России представлены довольно односторонне. В отечественном информационном пространстве Россия военной помощью оказывает поддержку официальному сирийскому правительству, осуществляет гуманитарную помощь, спасает от разветвленного и беспрецедентно масштабного терроризма. А западные страны поддерживают вооружением, спонсируют радикальную оппозицию, что препятствует борьбе с террористической угрозой. Данный метод получил название «расклад карт».
В текстах Российских СМИ активно используется такая лексика, как «равноправие», «безопасность», «национальный суверенитет Сирии», «борьба с терроризмом» и т.д.
Отечественные СМИ не рассматривают возможность постконфликтного миростроительства без участия Б. Асада. СМИ подчеркивают, что без него гораздо более реалистичным сценарием окажется гражданская война. Этот метод называют «ложной дилеммой».
Международный альянс в отечественных СМИ изображается как блок стран, которые игнорируют факты о преступлениях сирийской оппозиции. В самом начале сирийского конфликта СМИ изображали США как государство, которое ради собственных целей и интересов игнорировало международные нормы и было намерено организовать военную интервенцию вопреки решениям СБ ООН. Позже США представлялись государством, спонсирующим и поддерживающим радикальную оппозицию.
Методы, используемые зарубежными СМИ при освещении сирийского конфликта
СМИ США в публикациях, касающихся темы сирийского конфликта, используют следующие методы:
- Стереотипизация;
- «Фургон с оркестром»;
- «Расклад карт»;
- «Сияющее обобщение»;
- «Обозначение врага»;
- «Простонародье».
В американских СМИ Б. Асад представлен как тиран, диктатор, а его правление называют репрессивным. В публикациях содержатся сообщения о том, что демократия под угрозой и необходимо за нее сражаться, бороться против авторитарного режима.
При использовании метода «фургон с оркестром» суждения подаются так, словно все цивилизованные страны осуждают действия правительства Сирии и действия России. Корреспонденты часто ссылаются на предвзятые источники информации и сирийских оппозиционеров. А высказывания российских, сирийских и иранских властей критикуются, ставятся под сомнение и дополняются комментариями, что это все неправда. Оппозиция в представлении зарубежных СМИ – это безоружные демонстранты, мирные жители, невинные жертвы, женщины и дети, сторонники демократических норм, несогласные с активистами.
Корреспонденты зарубежных СМИ используют такие слова и выражения, как «безопасность», «глобальный порядок», «свобода», «общественный гнев», «политические свободы», «демократия» и т.д.
Одним из примеров использования метода «Ложная дилемма» является позиция по отношению к Башару Асаду. В СМИ утверждается, что он должен уйти, иначе в стране не наступит мир, ситуация не наладится.
Что касается метода «Обозначение врага», в зарубежных СМИ врагом представлен Б. Асад и правительство, поддерживающее его. Асад представлен как тиран, который лично отдает бесчеловечные приказы о химических атаках и пытках мирных жителей. А союзники сирийского правительства, Россия, Иран, «Хизбалла» представлены как расчетливые, хладнокровных участники конфликта. Именно на них зарубежные СМИ возлагают ответственность за продолжение конфликта и гибель мирных людей. Особенно подчеркивается, что ситуация в Сирии была бы урегулирована, если бы Россия не вмешалась в конфликт. Террористическая группировка запрещенного в России ИГ представлена также в негативном свете, но ее действия представляются не такими разрушительными, как действия правительства Сирии.
Метод «Простонародье» предполагает выстраивание доверительных отношении с аудиторией за счет персонифицированной подачи информации. Почти в каждой публикации зарубежных СМИ, в частности, американских, представлен комментарий сирийского гражданина, который рассказывает о страданиях, потерях и трудностях, которые переживает сирийский народ. Такой подход делает материалы эмоциональными, живыми, заставляет сопереживать.