Спортивная журналистика это одна из форм журналистики, предметная область которой – сбор и передача информации о спортивных событиях.
Спортивная журналистика в современном обществе
Уровень заинтересованности в спорте в современном обществе довольно высок. Спортивная журналистика оказывает огромное влияние на общество. С этой точки зрения особенно следует выделить роль спортивной журналистики как средства воспитания чувства патриотизма. Высокие достижения отечественных спортсменов на международных соревнованиях вызывают чувство гордости за страну. Воспитание молодого поколения на примере лидеров в области спорта является одной из традиций отечественной спортивной журналистики.
Большое значение спортивное зрелище имеет и как форма отдыха. Спорт – это всегда всплеск эмоций, азарт.
Спортивная журналистика формирует в человеке такие черты, как амбициозность, настойчивость, способность бороться и не сдаваться. Таким образом, спортивная журналистика играет важную социальную роль, подталкивает людей в занятиям спортом и тем самым отвлекает от вредных привычек.
Поэтому на сегодняшний день проводится активная пропаганда спорта. Как социально-экономическое явление спорт привлекает журналистов, и они, в свою очередь, уделяют значительнее внимание его освещению.
Специфика спортивного вещания на телевидении
Различные виды СМИ с самых первых шагов своего развития стремились своеобразно и интересно преподнести события из мира спорта. Спорт изначально в журналистике носил только описательный характер, так как долгое время, до начала 20 века, воспринимался как развлечение, а не как серьезное занятие. Дальнейшее развитие цифровых СМИ способствовало тому, что спорт наравне с экономикой, политикой и культурой стал одной из ведущих областей человеческой деятельности.
Телевидение является главным сегментом СМИ, освещающих события в мире спорта.
Причина успеха телевидения заключается в его синтетичности. Телевидение оказывает комплексное воздействие на человека – на слух и на зрение. Оно задействует эффекты движения, транслирует динамику реальных картин. Все это создает эффект присутствия на месте событий.
Еще одно специфическое свойство телевидения – это возможность оперативной трансляции. Телевидение, в отличие от печатных СМИ, которые выходят не чаще одного раза в сутки и тем самым задерживают информацию, позволяет передавать репортажи в прямом эфире с места событий.
Достоинством телевидения является высокая конкуренция как между разными программами, так и между редакциями одной программы. Такая конкуренция – залог высокого качества передач.
Хорошее техническое оснащение – еще один плюс телевидения. Потребитель имеет возможность в качестве приемного устройства использовать не только телевизор, но и видеомагнитофон, компьютер, смартфон.
Еще не так давно при съемках спортивных репортажей использовалось 3-5 камер, а сейчас их количество достигает 20, среди них:
- 7 длиннофокусных;
- 3 камеры замедленной съемки;
- 3 EVS.
Трансляции ведутся в HD формате.
Телевидение благодаря своей оперативности, экранности, является одним из ведущих факторов в развитии спортивной журналистики. В первую очередь это выражается в ежедневной подаче актуальной, полезной, интересной информации о спорте. Информация может быть представлена в коротком обзоре в новостных выпусках, в трансляции прямого эфира крупных соревнований, в специальной спортивной программе.
На телевидении для максимального раскрытия информации о спортивном событии применяются различные выразительные и технические приемы:
- Стоп-кадр;
- Замедленная съемка;
- Повтор кадра;
- Бегущая строка;
- Крупный/общий/средний план и т.д.
С помощью крупного плана ТВ демонстрирует все детали поведения спортсмена – особенности его тактики, техники, проявление личностных качеств в нестандартных ситуациях, эмоции.
Замедленная съемка применяется для детального просмотра эпизода матча с целью отслеживания ошибок и для решения спорных моментов. Такой прием особенно востребован в таких передачах, как «После футбола». Эта передача выходит в эфир во время перерыва. В передаче используются нарезки из первого тайма. С помощью крупного плана или замедленной съемки разбирают спорные моменты и всевозможные нюансы.
Телевидение и спорт всегда взаимодействуют, изменяя и взаимодополняя внутримедийные механизмы. Спортивная тематика важна для телевидения, а спорт не может функционировать полноценно без телевидения. На современном телевидении масса спортивных программ и передач, постоянно идет включение спорта в новостные выпуски, телеканалы показывают прямые трансляции с соревнований. Все это свидетельствует о высоком влиянии спорта на СМИ.
Если рассматривать влияние СМИ на спорт, то в этом случае успех того или иного соревнования можно определить не только по количеству зрителей, но и по продолжительности показа по телевидению.
В результате популяризации спорта появились специальные спутниковые каналы, транслирующие только спортивные передачи, события, новости. Также создаются отдельные выпуски спортивных новостей, которые занимают достойное место в сетке вещания наряду с экономическими и политическими.
Спортивная журналистика – это не только бизнес, но и яркое зрелище. Поэтому процесс сращивания спорта и СМИ на сегодняшний день выглядит вполне закономерным. Этот процесс принимает характер стабильной тенденции. Кроме сращивания с индустрией зрелищ и развлечений, спорт становится важным фактором современной политики, инструментом имидж-мейкерства, средством поддержания национальной идентичности. Современные спортсмены становятся медиаперсонами, которые продвигают важные социальные ценности, рекламируют услуги и товары. Фанаты спортивных клубов часто объединяются в онлайн-сообщества и создают не только поддержку кумирам, но и формируют лояльные целевые аудитории для рекламодателей. Спорт, таким образом, заполняет множество культурных и информационных ниш и становится важным феноменом общества, а спортивная журналистика формирует значительный сегмент глобального медиапространства.