Районное издание – это издание, которое содержит преимущественно местные новости.
Эволюция районной прессы
Районная пресса – это внушительная информационная сила. Расцвет районной прессы пришелся на перестроечные годы – конец 80-х – начало 90-х годов 20 века. В регионах в этот период стали издаваться религиозные, рекламно-коммерческие, литературно-художественные газеты и журналы. Однако к середине 1990-х годов наметились негативные тенденции в развитии районной прессы. Многие издания подверглись структурным изменениям. Материальные трудности и рост цен на все видов материально-технического обеспечения привели к закрытию ряда журналов и газет. В таких условиях многие издания не выдерживали конкуренции и не находили аудитории. Взамен стали появляться информационно-рекламные издания.
В современном обществе есть только два способа существования районной прессы – это либо дотации, либо доходы от продаж и рекламы.
Типологические характеристики районной прессы
На типологию районных СМИ влияет ряд факторов. Первым фактором является географический. В условиях упадка сельского хозяйства и промышленности, возрастания транспортных тарифов, разрыва экономических связей в стране возникло две группы регионов: процветающие (столичные и приморские) и депрессивные. Местные СМИ должны учитывать эти особенности, а также принимать во внимание интерес аудитории не только к событиям в столице, но в соседних государствах. При этом возрастает влияние СМИ развитых, относительно благополучных регионов в более слабых областях. Они в силу большей экономической состоятельности в регионах открывают множество своих приложений, стремятся привлечь лучших авторов, независимы от местных условий. Все эти факторы повышают их шансы в конкурентной борьбе за внимание аудитории.
Еще один фактор, влияющий на типологию районных СМИ – демографический. Местная пресса дифференцируется, появляются издания, которые рассчитаны на удовлетворение информационных интересов разных социальных слоев и групп.
Еще один немаловажный фактор – социально-экономический. Перед районной печатью встали серьезные проблемы экономического характера:
- Рост цен на бумагу, типографские услуги;
- Снижение платежеспособности населения.
В таких условиях достойно существовать могут только те издания, которые максимально затребованы аудиторией. Как показывает практика, такими являются рекламные и бульварные издания.
Политическим изданиям приходится или искать спонсоров в лице финансовых или властных структур, или же вести тяжелую борьбу за выживание в роли независимых СМИ. Чаще всего, такое выживание связано с типологическими изменениями, когда общественно-политические издания превращаются в «полужелтые». Районным изданиям часто приходится балансировать между респектабельностью и бульварностью.
Существование любого института – государственного или общественного – всегда является результатом исторического развития и генетической составляющей носителей субъектов этого развития. СМИ не являются исключением. И накопленный исторический опыт оказывает влияние на выпуск газеты в настоящем. Это находит свое выражение во всем – в тематике, и в содержании, и в традициях оформления.
Объективные исторические процессы на рубеже 20-21 столетий привели к тому, что роль отдельных регионов существенно усилилась, а это способствовало активному развитию региональной периодики. Местная печать стала заметным явление новейшей истории и определила политические и социально-экономические преобразования в стране.
Основная задача районной прессы состоит в том, что она передает уникальность местности (города, районного центра, поселка) и ее жителей (культурные формы, церемонии, ритуалы).
Районная пресса удовлетворяет запросы аудитории, связанные с микросредой обитания (местожительство, семья, коллектив). Современная районная пресса выполняет следующие задачи:
- Снабжает аудиторию местной информацией;
- Выполняет функцию трибуны районной общности;
- Формирует общественное мнение;
- Наблюдает за действиями районных властей;
- Поддерживает местную культуру;
- Осуществляет культурно-историческое, общественно-политическое, экономическое образование местной общности и т.д.
Подвиды, жанры, темы районных изданий
По признаку учредительства местная пресса условно делится на:
- Официальные издания, которые были учреждены структурами исполнительной и представительной власти;
- Издания общественных движений и партий;
- Издания, учрежденные юридическими лицами;
- Независимые издания, которые учреждены журналистскими коллективами без финансовой поддержки коммерческих, государственных и других структур;
- Частная пресса, учрежденная гражданами или юридическим лицами на собственные средства.
Исследователи выделяют следующие виды районных изданий. Газета-форум – это газета, которая выступает в роли посредника между обществом и властью. Она выполняет роль общественной трибуны, площадки для обсуждения районных актуальных и злободневных проблем. Задачей газеты-форума является консолидация людей вокруг общих задач и целей, формулирование системы ценностных ориентиров.
Газета-хозяйка – это газета, главными темами которой являются порядок, благоустройство, ежедневные проблемы. Востребованными и актуальными являются темы медицинского обслуживания, низкого уровня жизни, падения нравственности, такие газеты обличают злоупотребления, при этом не экстраполируя вину на власть в целом. В то же время газета распространяет положительный опыт в области решения обыденных житейских проблем.
Газета поколения next – это, как правило, еженедельник.
Основной задачей газеты власти является информационная поддержка деятельности органов власти. В связи с этим приоритетной является информация, которая исходит от властных структур.
Газета-бомба – это газета, цель которой- развлечение читателя. в таких газетах размещается упрощенная информация и присутствует много иллюстраций.
Реальной угрозой для районной газеты является ее превращение в информационный вестник, в котором нет журналистских материалов.