«Клиповое» мышление — это специфический «мозаичный» способ восприятия окружающего мира, при котором в сознании человека формируется яркий, но фрагментарный образ, который тут же сменяется следующим.
Понятие клипового мышления
В психологии начала 21 века стало появляться мнение о том, что клиповое сознание не приводит к дефициту внимания и деградации личности, а способствует успешной адаптации в информационном обществе.
Сторонники подобного взгляда на клиповое мышление считают, что в условиях стремительного информационного обмена возникает необходимость перерабатывать большие массивы самых разных сообщений, и человек, который обладает системным мышлением, не в силах справиться с такой задачей. Для члена нового информационного общества важно уметь активно ориентироваться в стремительном информационном потоке, а для этого необходимо бесконечно заниматься переработкой множества сообщений самой разной тематики и самого разного характера – начиная с записей в соцсетях, заканчивая графическими изображениями. Рваное, фрагментарное восприятие текста оценивается как более содержательная, рефлективная, интеллектуальная деятельность. Часто это вызывает серьезные сомнения и споры. В последнее время ряд отечественных бизнесменов высказывает мнение, что для управляющих высшего звена клиповое мышление может оказаться крайне полезным. По их мнению, для того, чтобы достичь успеха, не обязательно иметь системное мышление, гораздо важнее уметь выуживать стратегически важные фрагменты общей информационной картины.
В связи с этим заслуживает внимание мнение Д. Мартина, американского бизнесмена, футуролога, консультанта. Он считает, что всех людей можно разделить на две группы:
- «люди экрана»
- «люди книги».
Отличительной чертой «людей книги» является большой объем внимания, умение сконцентрироваться на одном вопросе. Такими являются успешные топ-менеджеры. Не вызывает сомнений важность системного мышления для управляющих высшего звена.
Для второго типа людей характерно размытое внимание, переключение с одного вопроса на другой. Эти люди привыкли к тому, что одновременно на экране происходит несколько вещей. Они хотят, чтобы и окружающая среда немедленно откликалась на их запросы. Футуролог такое клиповое мышление называет «всеобщим помутнением разума».
Носители клипового мышления как объекты манипуляций
Такая дихотомия «люди экрана» и «люди книги» для современной науки не является революционной. Об этом уже говорил У. Эко в своей работе “От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст”. Он считает, что в информационном обществе происходит формирование двух неравных по численности групп. Первая группа – это люди, которые смотрят телевидение и получают визуальное суждение о мире. у них нет права отбора критической информации. Вторая группа – это люди, которые для получения информации используют текстовые источники. Они готовы к критическому осмыслению полученной информации. В результате, подчеркивает У. Эко, в довольно скором времени произойдет культурный разрыв. Он акцентирует внимание на том, что если к вербальному сообщение можно подойти критически, то к невербальному, визуальному сообщению отнестись подобным образом крайне сложно.
Например, если читатель в новостях прочтет о том, что собака укусила хозяина, у него возникнет впечатление, что одна собака плохая. Однако если ему будет показано видео или плакат, где собака кусает человека, в сознании и зрителя сразу возникнет ассоциация, что опасны все собаки.
Это объясняется тем, что образы обладают своеобразной «платонической силой», способной преображать частные идеи в общие. Поэтому при помощи визуальных коммуникаций и благодаря передаче уже готовых для потребления суждений и образов намного проще убедить людей в даже довольно сомнительных вещах.
На сегодняшний день с аргументами У. Эко можно не согласиться только в одном – действительно ли человек, который получает информацию в текстовом виде при помощи компьютера, может рефлективно осмысливать полученные сообщения.
Спустя пятнадцать лет после выхода работы Эко можно говорить, что это совсем не так. Часто пользователи компьютера, которые обладают клиповым сознанием, не способны к критической оценке той или иной информации и к установлению причинно-следственной связи между событиями. Интернет за прошедшие годы претерпел множество существенных изменений. Благодаря широкополосному доступу, который обеспечивает высокоскоростную передачу данных, большинство пользователей вместе с текстовой информацией активно потребляют визуальную информацию – изображения, видео, фото.
Поэтому утверждение о том, что существует «компьютерная литературная элита», преждевременно, а возможно, даже ошибочно. На данном этапе правомерно разделение на следующие группы:
- «Люди просматривающие» - обладающие клиповым мышлением;
- «Люди читающие» - обладающие системным мышлением.
Но при этом тезис У. Эко о том, что у потребителей аудиовизуальных образов манипуляция сознанием легче подтверждается и в теоретических разработках исследователей, и в реальной жизни, и это активно используется в пространстве деловой коммуникации.
О. Козлова отмечает, что манипуляция сознанием формируется как технология преодоления критической рефлексии личностей. Носители мозаичного мышления имеют низкий уровень рефлексии, и преодолеть его не составляет какого-то большого труда. Среди российских социологов, которые занимались изучением манипулятивных техник, выделяется С. Кара-Мурза. Он подчеркнул особую роль клипового мышления в ходе манипуляции. Кара-Мурза подчеркивает, что чем сильнее давление мозаичной культуры на человека, тем меньше роль логики, и тем более восприимчиво к разного рода манипуляциям сознание. Таким образом, чтобы человеку информационной эпохи привить определенные ценности и коды, совсем не нужно основываться на рациональных позициях, вполне достаточно образного и эмоционального воздействия. Н. Постман отмечает, что конструкция новостных программ не предполагает вникания в суть темы. Тем самым на пользователя сваливается большой объем информации, часто абсолютно не нужной, которую он не в состоянии осмыслить и оценить критически.