Финансирование журналистики
Журналистика, как и прочие отрасли, нуждается в постоянном финансировании. Интервенция частного капитала в средства массовой информации самое верно и перспективное решение. В виду неэффективности экономической и производственной деятельности возрастает инвестиционный риск.
В начале 90-х об интервенции начали говорить не только политологи, но и социологи. В виду формирования финансовой олигархии в обществе повисла тревога за будущее финансовое обеспечения и невозможность государственной поддержки представителей средств массовой информации.
Финансово – промышленные и финансово – политические группы начали формироваться при воздействии коммерческих банков, которые позднее получали финансовую поддержку из регионов страны, за счет давления федеральных и местных властей. Начали формироваться открытые акционерные общества, которые получали ведущие права на формирование формата конкретного средства массовой информации. Регулировать такую группу средств массовой информации стало вступившее в силу законодательство и статья 7 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». В законе было четко определено число участников общества с ограниченной ответственностью, и оно не могло превышать 50 человек. Большее количество участников могло участвовать только в открытом акционерном обществе.
Яркий пример интервенции в СМИ
В 1999 году предприниматель Борис Березовский получил путем покупки контрольный пакет акций крупного издательского дома под название «Коммерсантъ». Его пакет акция составил 75 процентов. В результате этого Березовский начинает модернизацию ряда печатных средств массовой информации по своему образу. Интервенция частного капитала коснулась:
- Журнала «Огонек».
- Еженедельной газеты «Независимая газета».
- Еженедельной газеты «Новая газета»
- Журнала «Матодор».
По его примеру и подобию в 2001 году Гусинский получил контрольный пакет акция холдинга «Медиа – Мост» начинает модернизацию:
- Телекомпании «НТВ».
- Телевизионной сети «ТНТ».
- Радиостанции «Эхо Москвы»
- Печатных изданий: «Сегодня», «Караван историй», «Семь дней», «Итоги».
На территории России к 2000 годам насчитывалось 12 частных холдингов, которые занимались исключительно управлением средствами массовой информации.
Позднее холдинг «Медиа – Мост», в который включены журналы и газеты, подходит к суммарному тиражу в 10 миллионов экземпляров. Среди наиболее известных изданий сейчас можно назвать: общественно – политическая газета «Известия», огромный издательский дом «Комсомольская правда», деловой журнал «Эксперт», ежедневная деловая газета «Русский телеграф», еженедельные издания «Экспресс – газета» и «Антенна».
В чем опасность интервенции для СМИ
Основной опасностью или же негативной стороной интервенции частного капитала в средства массовой информации можно назвать полное или частичное отражение чужой мысли. Полная финансовая зависимость средств массовой информации от банкиров и бизнесменов приводит к тому, что журналисты пишут только о них и их интересах. Все реже затрагивается политические и финансовые общественные стороны.
Например, учредитель известной газеты «Общая газета» Яковлев Егор говорит о том, что пресса стоит на пути к кризису доверия и власти. Этому предшествуют три основных этапа:
- Этап гласности с 1985 по 1992 годы, основная направленность на борьбу с коммунистическим режимом.
- Этап «свободного» слова с 1992 по 1996 годы. Период, направленный на борьбу с экономическим кризисом в журналистике.
- Этап раздела средств массовой информации при взаимодействии с частными группами.