Государственная информационная политика – это возможность и способность субъектов политики оказывать воздействие на психику, сознание, деятельность и поведение людей при помощи информации в интересах гражданского общества и государства.
СМИ как субъект государственной политики
Идеология власти состоит из трех компонентов:
- Положительная альтернатива
- Отрицательная альтернатива
- Перспективная альтернатива.
Отрицательная альтернатива предполагает, что все другие властные системы ущербны. Каждая система власти формируется на основе критики предшествующей. В данном случае именно СМИ способны донести до масс эти мысли, очернить предыдущий опыт. Государственная власть четко понимает, что необходимо поддерживать все негативные проявления в противнике и позитивные проявления в своей позиции. Часто создается впечатление, что исполнители власти не всегда уверены в истинности собственной идеологии и в истинности собственных действий. Их уверенность часто лишь демонстративная. И именно поэтому никто во власти не хочет вступать в открытую дискуссию с оппозицией, так как такая полемика может выявить несостоятельность власти, разочарует граждан и может серьезно поколебать позицию. Отсюда и отсутствие «нежелательных» вопросов во время встреч, интервью и прямых включений с лидерами государства.
Но при этом большинство граждан уверены в своем праве иметь собственный взгляд на действия власти и высказывать ее везде – сидя дома или в блоге и т.д. Именно такая критика власти укрепляет существующую систему, создает иллюзию оппозиции, демократии. Власть вовремя это поняла и допустила в СМИ всех желающих.
СМИ в посткоммунистической России выполняли следующие задачи:
- Нейтрализовать аргументы о слабости власти и ее неспособности вести управление;
- Создать ощущение единства с существующей властью, ощущение общей устремленности, способности решить все проблемы.
При грамотном подходе негативные эмоции у обычного обывателя могут поменяться на противоположные. И хоть невозможно лишить человека личного опыта, но вызвать сомнение в его истинности, поколебать его как критерий оценки решений вполне реально. Существует несколько способов решения этой задачи. Особенно распространено использование метода «массового информирования» и «манипулирования сознанием». Для этого человек с помощью средств массовой информации представляет множество разноречивой информации, которая доказывает, что:
- Личный опыт человека является лишь исключением;
- Есть другие ситуации, где личный опыт не работает;
- Существуют иные критерии истины, при помощи которых можно объяснить какое-либо событие.
Огромное количество разноречивой информации, противоречия во взглядах, противоположные оценки экспертов и авторитетных людей и т.д. создают определенный эффект, который состоит в том, что человек впадает в то состояние, когда одновременно верит и не верит собственному личному опыту, и верит, и не верит тому, что сообщают.
Тогда он способен принимать разные решения, порой противоречащие друг другу, соответствующие или личному опыту, либо поступающей информации. Такой метод позволяет добиться толкования любой информации в требуемом ключе.
Перспективой развития обладает такая властная система, как перспективная альтернатива. Достижение власти без деклараций невозможно. Этим декларациям верят все – и стремящиеся к власти, и исполняющие власть. Нельзя добиться власти без веры. Ни одна власть не обходится без обещаний, уверений в том, что завтра будет лучше, чем сейчас. При этом за сделанный прогноз никто не несет ответственности. Если прогноз не оправдывается, можно все обосновать стечением обстоятельств. Власти нужен человек, который способен принять за свои внушаемые ценности, то есть воля масс должна быть подавлена, ведь намного проще управлять безвольной толпой. Власть при помощи СМИ переориентирует ценности и создает своих героев.
СМИ как инструмент публичной политики
Публичная политика – это пространство, где сталкиваются интересы разных агентов и их групп.
СМИ являются основной формой реализации коммуникативного взаимодействия в рамках публичной политики.
Деятельность СМИ для большинства исследователей стала одним из показателей развития и дееспособности публичной политики. Но связь публичной политики и СМИ не является чисто функциональной и односторонней. Умение самосовершенствоваться, подстраиваться под новые условия является необходимым условием существования любого СМИ.
СМИ – это одна из основных форм коммуникации и взаимодействия современного общества. Они производят информацию и формируют определенный взгляд на события. Определяя СМИ как агентов публичной политики следует отметить, что они – носители определенных практик и они взаимодействуют с другими агентами.
СМИ воспроизводят информацию, определенную точку зрения на события, распространение которой позволяет превратить символический капитал сначала в социальны , затем в экономический. Потребление информации, передаваемой СМИ, может происходить и за пределами поля публичной политики, и в его пределах – общественными организациями и государственными органами.
Позиция, занимаемая средствами массовой информации в пространстве публичной политики, может рассматриваться с двух точек зрения: с точки зрения внешних факторов (позиция в поле) и с точки зрения внутренних свойств.
Значительному расширению публичного пространства политики способствуют социальные медиа.
Для этого необходимо, чтобы выполнялись два условия: наличие независимых СМИ и оппозиции.
Главной задачей публичной политики является вовлечение граждан в политические процессы, расширение влияния на политику социальной среды. Социальные медиа позволяют наладить коммуникацию между гражданами и открывают доступ к публичному пространству.