Медиакомпетентность – это совокупность знаний, способностей, умений личности, способствующих отбору, оценке, использованию, критическому анализу, созданию, передаче медиатекстов в разных формах, видах, жанрах, а также анализу сложных процессов функционирования медиа в обществе.
Медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетенция
Медиаобразование призвано повышать уровень медиаграмотности аудитории. Медиаграмотность многогранна. Аудитория, являющаяся медиаграмотной, имеет представление о процессе отбора и создания медиа текстов для повестки дня, способна определить несбалансированность предоставляемой информации, выявить лоббирование интересов. То есть медиаграмотная аудитория имеет высокий уровень оценки и понимания медийного мира, являющегося репрезентантом реального мира.
Зарубежные теоретики медиаобразования рассматривают медиакритику как составную часть деятельности, которая нацелена на развитие и образование личности с помощью материалов масс-медиа для формирования культуры общения со средствами массовой информации, коммуникативных, творческих способностей, умения осуществлять самостоятельный анализ, интерпретацию и оценку медиатекстов. В термин «медиакритика» при этом интегрирован гораздо более широкий смысл. Медиакритика охватывает подготовку критико-журналистских публикаций, а также критический разбор содержания медиатекстов, анализ деятельности медиаорганизаций. Помимо периодической печати, радиовещания, телевидения и сетевой прессы в число масс-медиа теоретики медиаобразования относят также видео и кино. В связи с этим медиакритика – это не только критика средств массовой информации, но кинокритика.
Результат медиаобразования – повышение уровня медиакомпетентности аудитории.
Ввиду того, что медиакомпетентость многопланова и многомерна, ей требуется широкая перспектива, основанная на развитой системе знания. Медиакомпетентность – это не фиксированная сумма знаний. Увеличивать степень медиакомпетентности, наращивать знания можно на протяжении всей жизни посредством восприятия эмоциональной, этической, эстетической информации, ее интерпретации и анализа. Аудитория, которая обладает высоким уровнем медиаграмотномти, имеет более высокий уровнь оценки понимания медийного мира. благодаря медиакомпетентности человек может найти ответы в условиях исторически ограниченных знаний, которые доступны его восприятию.
Развивать медиакомпетентность можно различными путями, при этом важно найти между ними баланс. Так, увлечение только практическими упражнениями либо только теоретизированием может привести к неудаче. Поэтому цель медиаобразования должна быть направлена не только на то, чтобы:
- научить аудиторию «читать» и извлекать из медиатекстов смысл;
- давать возможность аудитории создавать свои медиатексты;
- научить аудиторию систематически размышлять о процессе «письма» и «чтения»;
- научить понимать и анализировать собственную деятельность как авторов и как читателей.
Таким образом, медиаобразование – это целенаправленная подготовка личности к умелому и безопасному использованию системы масс-медиа и информационно-коммуникационных технологий. Медиакомпетентность развивает критическое мышление, способствующее независимости суждений и принятию компетентных решений людьми в ответ на информацию, получаемую ими через каналы массовой коммуникации. Медиаобразование позволяет распознать сообщения, зашифрованные в текстах медиакультуры.
Медиакритика и медиаиммунитет
Одной из важнейших составляющих медиаобразования является обучение аудитории анализу медиатекстов самых разных жанров и видов. Эффективным средством в этом случае является медиакритика.
Медиакритика – это область журналистики, деятельность, в процессе которой осуществляется критическое познание и критическая оценка социально значимых, актуальных профессионально-этических, творческих аспектов информационного производства в СМИ с акцентом на творческую сторону медиасодержания.
Медиакритика – это общение с аудиторией, в ходе которого на основе интерпретации, анализа и оценки медиактекстовых и жанрово-стилевых форм их воплощения оказывается воздействие на восприятие медиасодержания, а также на представления о мире, формирующиеся в сознании массовой аудитории.
Задачи медиакритики связаны с использованием медиаинформации всех жанров, форм и видов, ее анализом, выявлением политических, социальных, экономических, культурных интересов, связанных с ней.
Медиакритика делится на:
- Академическую;
- Профессиональную;
- Массовую.
Академическая медиакритика связана с публикацией научных исследований, которые связаны с изучением и осмыслением медийной сферы и рассчитана преимущественно на специалистов в сфере медиалогии, а также преподавателей медийных факультетов и вузов.
Профессиональная медиакритика – это публикации в изданиях, которые ориентированы на профессиональную аудиторию работников медиасферы.
Массовая медиакритика – это публикации, рассчитанные на массовую аудиторию.
На пути медиакритика, как и медиаобразования, возникает множество препятствий, таких как:
- элитарность, когда люди замечают влияние медиа на других, но при этом не хотят признавать влияние медиа на их собственную жизнь;
- сложность медиаязыка;
- эмоциональный характер медиавоздействий, который навязывают образцы поведения в обществе;
- доверие аудитории к медиа – для части аудитории оно становится препятствием для адекватного анализа медиатекстов.
В современных условиях, когда медиа не только распространяют информацию, но и во многом формируют общественное сознание, влияют на поведение аудитории, являются эффективным средством пропаганды крайне важно наличие медиаиммунитета.
Медиаиммунитет – это устойчивость личности к лжи, провокациям, манипуляциям и т.д.
Это способность человека в современных условиях информационного общества отделить правдивую информацию от ложной. Критическое мышление, высокий уровень медиакомпетентности способствуют укреплению медиаиммунитета.