Детское телевидение – это передачи и другой контент, созданные для детей и при участии детей.
Начало развития детского телевидения
Начало развития детского телевидения приходится на период с 1930 по 1950 годы. В это время чаще всего транслировали анимационные и художественные фильмы, а также спектакли и представления.
Большинство тематических учебных пособий, и также исследований в этом направлении (история возникновения отечественного телевидения), сходятся во мнении, что самая первая детская передача – «С новым годом!». Первый эфир этой телепрограммы приходится на 2-ое января 1939 год.
По мнению Когатько, именно Телевизионный центр Ленинграда стал первопроходцем в области детского телевидения.
Уже в период с 1938 по 1939 годы Ленинградская студия занималась выпуском первых передач (пробных), которые были адресованы для детской аудитории. К одной из таких ТВ-программ принадлежит первые телевизионный журнал под названием «Телевизор». А самый первый журнальный номер выходит 24.02. 1939 года, следующий – 30.03. 1939, а третий – 02. 05. 1939. В третьем варианте присутствовали игровые и документальные страницы. Свет увидело только три номера данного издания. Также в довоенное время появилась еще одна детская передача под названием «Веселая эстрада». Дата выхода – 30. 05. 1939 года.
Как правило, в эти довоенные годы на телевизионные экраны для детей выходили в основном кукольные постановки, спектакли, концерты, а также передачи познавательного характера. Яркими примерами таких выпусков являются «Путешествие доктора Бабера», «Зайкин дом» (вариант оперной постановки), «Худо бережная дочь». В конце 40-х гг. образуется детская редакция в телевизионном центре столицы. Это время можно назвать началом создания специальных детских телевизионных спектаклей.
После этого периода, телевидение в СССР вынужденно прекратило свое развитие из-за событий связанных с Великой Отечественной Войной. С окончанием войны развитие телевидения в стране продолжилось. В Московском и Ленинградском телецентрах начались восстановительные работы.
Телевидение для детей в послевоенный период
Начало 1946 года было ознаменовано показом концерта детской художественной самодеятельности по столичному телевидению. Именно с этого времени начинается систематический выпуск детских телевизионных программ каждый месяц. С 1 января следующего года частота показов увеличилась. Теперь телепередачи выходят в эфир каждый воскресный день.
Можно смело говорить о том, что уже в этот период времени делаются попытки разделения аудитории по возрастам (речь идет о детской аудитории). Ученые Галочкина, Когатько провели исследования, в результате которых было установлено, что детские программы делились на три части или отделения. Общая продолжительность телепередачи составила 105 минут. Разделение было следующим:
- первое отделение для старшеклассников;
- второе – для учеников младших и средних классов;
- третье – для дошкольников.
1948 год знаменует важное событие для телевидения для детей – снова начинает работать телецентр в Ленинграде (о нем речь шла в самом начале). На протяжении следующей пары лет выход передачи происходит не на постоянной основе.
В 1950 году выходит телепередача, специально созданная для подросткового возраста в образовательных целях.
Данные передачи носят исключительно исследовательский научный характер. Название цикла – «Путешествие по СССР». Основная задача на тот период времени, которая стояла перед педагогами, психологами и прочими специалистами, принимавшими участие в выпуске данного цикла, состояла в выпуске программы на постоянной основе, с точно установленными промежутками времени. Таким образом, возникнет постоянная аудитория, обращение к которой будет носить систематический характер.
6 октября 1951 года в столичный эфир выходит первый номер телевизионного журнала под тематическим названием «Юный пионер». С января следующего года журнал начинают выпускать регулярно, каждый месяц. Руководил выпуском издания Зак Авенир Григорьевич, который был выпускником ВГИКа, специализировался в драматургии.
Детское телевидение того времени можно назвать экспериментальным или пробным. Галочкина говорит по этому поводу, что детское телевидение в данном отношении не очень отличается от других его разновидностей, так как для него характерен такой же сложный творческий процесс переработки и другие неизбежные мероприятия. Параллельно происходит осознание свойственных только данной сфере изобразительно-выразительных телевизионных возможностей.
В начале 1951 года на телевизионные экраны выходит телепередача «Умелые ручки». Она выходила в эфир вплоть до 1980 года. С самого начала у передачи образовалось два цикла, разделенных по возрасту: для детей дошкольного возраста и младших школьников название сохранилось таким же, а для подростков телепередача получила название «100 затей двух друзей». На этот же период времени приходится выпуск в эфир еще одной не менее известной передачи «Выставка Буратино».
С лета 1954 года постепенно происходит увеличение количества эфирного времени, отведенного для детских программ. 24 сентября 1959 года начинается выпуск познавательной передачи «Клуб интересных встреч». Ее могли смотреть школьники и средних, и старших классов. На вторую половину 50-х приходится огромное количество самых разных программ именно для среднего детского возраста. Начинается трансляция передач и из других городов. Среди них «Пять рассказов об искусстве», «Пионерский театр», «Книжная полка».
Таким образом, в этот период возникают детские программы для всех возрастных групп. В первые годы существования детское телевидение идет по пути трансляции произведений для детей, созданных другими видами искусств. Главное назначение детского телевидения на тот период времени – воспитание. Много внимания уделяется творческому развитию маленьких зрителей, расширению их кругозора, начинается процесс становления детской публицистики.