Печатание — это многократное получение одинаковых изображений с заданными параметрами качества путем переноса краски с печатной формы на запечатываемый материал.
Печатание книжно-журнальных изданий
К книжно-журнальной полиграфии традиционно относятся: журналы, книги, каталоги (брошюры).
Изобретение Гуттенберга позволило сделать производство книг гораздо более легким, быстрым и доступным. Значимость этого изобретения крайне велика, однако изготовление книг посредством технологии высокой печати все-таки оставалась довольно трудоемким и затратным процессом. В 70-е годы прошлого века широкое распространение получила офсетная печать и фотонабор. Использование офсетной печати сделало процесс изготовления книг дешевле и доступнее, при этом качественнее. Книги стали изготавливаться с качественными иллюстрациями, шрифты стали более удобочитаемыми, расширился ассортимент книг и их полиграфическое исполнение.
Журналы – это многостраничная периодическая продукция. Сейчас выпускается множество различных журналов, ориентированных как на массовую аудиторию читателей, так на узкую (например, производственные, научно-технические издания). Как правило, в журналах размещается много информации рекламного характера, которая окупает часть стоимости их издания.
Журналы представляют собой сфальцованные тетради с мягкой обложкой, скрепленные шитьем проволокой или клеевым способом. Журналы могут печататься на листовых машинах и на ролевых офсетных печатных машинах. Крупные предприятия часто издают корпоративные журналы, которые печатаются, как правило, с помощью листовой офсетной печати.
Брошюры и каталоги, в отличие от журналов, не являются периодическими изданиями и имеют небольшой объем. Печатаются каталоги и брошюры по мере необходимости на средства заказчика. Они имеют более низкий тираж, в отличие от журналов, и печатается способом цифровой или листовой офсетной печати.
В зависимости от назначения, брошюры выпускаются черно-белыми или многокрасочными.
Печатные издания и современные средства массовой коммуникации
В течение ряда последних лет печатная продукция подвергается возрастающей конкуренции со стороны средств массовой коммуникации, использующих способы доставки информации потребителю, которые отличаются от традиционной полиграфии. Новые средства массовой коммуникации, основываясь на применении современных технических средств и последних достижений электроники, в промышленно развитых странах завоевывают заметное место. Эта тенденция получила развитие именно в последние десятилетия. Этому в большой степени способствовал ряд субъективных недостатков, свойственных печатным способам распространения информации. К таким недостаткам относятся:
- Ограниченная информативная емкость и затруднения в автоматизации поиска и доставки информации, связанные с этим;
- Малая оперативность печатных изданий, которая вступает в противоречие с ритмом жизни современного общества;
- Высокая стоимость и большая трудоемкость распространения печатной продукции;
- Необходимость применения бумаги.
Электронные средства распространения информации в противовес этому характеризуются оперативностью подачи информации, возможностью хранения материала в течение длительного периода времени, большой емкостью накопителей информации, экономией затрат, сохранением окружающей среды.
Для того, чтобы выдержать конкуренцию со стороны СМК в полиграфии необходимы существенные изменения, направленные на автоматизацию производственных процессов и создание интегрированных высокоавтоматизированных систем. Возможности современной полиграфии существенно возросли. Современная книга воплощает в себе выдающиеся достижения науки и техники.
Классификация печатных процессов
Не существует единой классификации способов печатания. Самой распространенной является классификация по принципу пространственного расположения печатающих и пробельных элементов на форме. С этой точки зрения выделяют:
- Высокую печать;
- Плоскую печать;
- Глубокую печать.
Концепция современной классификации печатных процессов, предложенная В. С. Лапатухиным, охватывает все существующие способы печатания и их разновидности, а также отражает перспективные направления развития полиграфии. Основу этой классификации составляет совокупность признаков, которые позволяют объективно оценить возможности способов печатания с точки зрения информативности конечного продукта.
Информативность способа печатания – это способность в каждый данный отрезок времен удовлетворять общественную потребность в разнообразной печатной информации – научно-технической, общественно-политической, художественно-изобразительной и т.д.
С использованием признаков, выделенных С. В. Лапатухиным, была разработана классификация способов печатания, которая охватывает производство всех видов печатной продукции – журналов, газет, книг, бланочной, этикетно-упаковочной продукции и т.д.
Офсетная печать – это вид плоской печати, при котором краска переносится с печатной формы на эластичный промежуточный носитель, затем на запечатываемый материал.
Достоинствами офсетной печати являются:
- Высокое качество печати;
- Печать на любых видах бумаги, использование любых видов послепечатной обработки;
- Удешевление стоимости печати при больших тиражах;
- Печать больших тиражей в короткие сроки.
К недостаткам офсетной печати можно отнести:
- Необходимость допечатной обработки. Это делает невозможным выполнение срочных заказов;
- Из-за необходимости допечатной подготовки стоимость печати увеличивается, поэтому печать малых тиражей нерентабельна;
- Невозможность персонификации данных при офсетной печати.
В каждой печатной машине, вне зависимости от способа печатания и особенностей конструкции, можно выделить следующие основные рабочие элементы:
- Система подачи бумаги;
- Красочный аппарат;
- Печатный аппарат;
- Система вывода отпечатанной продукции.
Главное требование при печатании – соответствие свойств краски и бумаги друг другу, способу печатания и условиям проведения технологического процесса.