Фельетон – это газетная статья на злободневную тему, в которой используются приемы литературно-художественного изложения.
Жанровое своеобразие фельетона
Современная пресса представлена широким спектром жанров, но фельетон заслуживает отдельного рассмотрения. Фельетон позволяет описать явление с критической точки зрения при использовании средств юмора и сатиры. Жанр фельетона дает возможность поднять актуальные общественные проблемы и описать их и с использованием языковых средств, характерных для устной разговорной коммуникации. Также фельетон нацелен на изменение ментальной картины мир читателя.
Фельетон – это малая художественно-публицистическая форма, которая характерна для периодической печати и отличается злободневностью, юмором или сатирической заостренностью.
Фельетон в современной предметно-специальной литературе – это небольшая, остроумная статья в газете или журнале, часто с оттенком полемики или сатиры.
Вопрос о жанровой принадлежности фельетона в современной лингвистике остается предметом научных споров. В отечественной и зарубежной литературе традиционно фельетон рассматривается в публицистическом и художественном видах дискурса. Но анализ современной прессы свидетельствует о том, что фельетон – это гибридное образование, которое сочетает признаки разных видов дискурса с характерными для них жанровыми и стилистическими особенностями.
Главные особенности фельетона:
- Журналист в фельетоне использует разные риторические приемы для социально-дискурсивного воздействия на читателя (средства выразительности, технологии фокусирования внимания аудитории на проблеме, приемы визуализации злободневных проблем общества, комбинирование разных стилистических приемов и т.д.);
- Описываются в основном житейские ситуации и повседневные явления, которые требуют социального осуждения со стороны читателя;
- Публично значимый характер тематики фельетона - актуальность тематики очевидна для различных слоев общества.
Фельетон среди жанров публицистики занимает особое место, так как является одной из самых выразительных форм, способных передать «дух времени». Фельетон объединяет в себе три начала:
- Художественное. Написание яркого, выразительного фельетона невозможно без использования художественных выразительных средств;
- Публицистическое. Тема фельетона должна быть актуальной и злободневной;
- Сатирическое. Автор обличает и подмечает негативные явления общественной жизни при помощи риторических средств, таких как сарказм, гипербола, ирония, аллегория, гротеск, пародия.
Публицистическое начало в фельетоне
Невозможно написание яркого, выразительного фельетона без направленности на актуальные явления и проблемы общественной жизни. Еще в 20-е годы началась борьба за публицистическую художественность фельетона. Принципы построения фельетона:
- От факта к проблеме. Автор самостоятельно либо с помощью читателей находит явление или факт, на котором можно поднять социальную проблему. Затем следует художественное осмысление собранного материала;
- От проблемы к факту. Существуют «вечные» проблемы, о которых писали и будут писать. Публицистическая направленность фельетона в этом случае выражается в том, что автор стремится выразить проблему действительности исходя из проблематики, осознанной при помощи единичных типических фактов;
- От проблемы к типизации. Данный способ обобщения фактов близок к художественной литературе.
В 20-е годы было сформировано два стиля фельетона – от публицистики и от беллетристики. При первом методе фельетонист не прибавляет искусственных красок фактам, не смешивает и не разбавляет их вымыслом, а публицистически оттеняет их так, чтобы они бросались в глаза. В другом случае автор прибавляет к факту художественно-вымышленные детали. В итоге получается что-то вроде полурассказа, который опирается на фактическую базу.
Исходное начало фельетона – факт.
Фельетон от другого журнального или газетного жанра отличается тем, что в нем фактический материал выступает в роли «глины» для лепки образа, наиболее очевидно показывающего внутреннее содержание фактов, их психологию.
В отличие от фельетона, юмористический рассказ не претендует на достоверность, адресность и актуальность, хоть и может быть написан хорошим стилем и с использованием языковых изобразительных средств и иметь внешние признаки фельетона.
Специфика сюжета фельетона состоит в том, что он движется как от факта, так и от развития публицистического образа в равной степени.
В фельетоне настолько тесно переплетаются публицистические и художественные начала, что это делает его одним из самых эффективных и действенных жанров.
Для фельетона нетипично непосредственное изображение картин жизни, чтобы человек делал выводы самостоятельно. Здесь типические конфликты становятся элементом содержания произведения и представлены читателю с точки зрения художника-публициста. Автор словно уже продела часть работы за читателя. писатель не только выбрал факты из жизни, но и соотнес их смысловое наполнение под точкой зрения своего замысла и сделал выводы. От фельетониста зависит, какие факты он посчитает актуальными и важными для своей работы.
Таким образом, уже тема фельетона и фактические материалы несут отпечаток личности автора. Фельетонист всегда должен быть в «гуще» событий и наблюдать жизнь во всех проявлениях. Именно от позиции автора зависит, какой сюжет пригоден для фельетона и каким образом подать заинтересовавшие явления и факты.
Отличие фельетона от рассказа заключается и в том, что многое не вмещается в рамки сюжета, и автору приходится оставлять это за кадром.
Из-за ограниченности рамок сюжета фельетонисту приходится выбирать стороны жизни именно с точки зрения публицистического исследования. Внешность героя, его характер, суть поступков дается «одним мазком», но он должен быть сделан очень обдуманно. Фраза должна нести необходимую художественную и публицистическую нагрузку.
Ценность художественной публицистичности фельетона состоит в том, что перед читателем наглядно и во всей нелепости предстает яркий образ, который воздействует не только на разум, но и на чувства.