Правовые аспекты государств
Чтобы представить, как выглядит правовое поле средств массовой информации, его необходимо сравнить с правовыми аспектами иных государств.
Например, можно провести правовое сравнение с ведущими странами: США, Франция, Австрия, Испания, Канада, Нидерланды, Германия, Великобритания, Норвегия, и прочими странами мира.
Предлагаем рассмотреть некоторые номинации:
- Конституция страны. Россия может гарантировать свободу для выражения мыслей. Например, такой гарантии нет в Англии совершенно.
- Общенациональный закон о средствах массовой информации. Территориально, кроме России, закон принят еще в Швеции и Австрии. На территории Германии используются нормы, которые приняты на уровне областей. На территории Франции о средствах массовой информации упоминается в кодексах различного значения. Прочие страны не имеют общего закона относительно регулирования средств массовой информации.
- Регистрационный принцип. Такого рода процедуры имеются на территории всех государств мира, но с некоторыми особенностями. Во Франции регистрация средства массовой информации происходит при помощи канцелярии прокурора. Австралия и Австрия обязывает учредителей публиковать свои персональные данные в выпускных данных каждого номера издания.
- Право собственности. Сразу отметим, что на территории Германии и Франции законом приняты довольно строгие правила, которые запрещают осуществление сделок, которые ведут к концентрации печати. На территории Канады, Норвегии, США и Англии существуют строгие ограничения на владение более, чем одного средства массовой информации. Кроме того, на территории Франции, иностранец не может приобрести более 25 процентов акций того или иного издания. В России ничего подобного не наблюдается.
- Право на ответ или опровержение. В России право на ответ отмечено в статье 46 Закона «О средствах массовой информации», где отмечен срок на опровержение информации. Это позволяет сократить время на конфликт и материальные компенсации.
- Наказание за клевету. На территории Германии, Франции и Великобритании клевету рассматривают как уголовные и гражданские правонарушения. В Швеции к ответственности приговаривается только редактор, а в Англии могут преследоваться по закону даже распространители издания на улицах.
- Доступ к парламентским заседаниям. Доступ гарантирован в Германии, Австрии и Швеции. На территории России аккредитовано около 600 корреспондентов, 23 информационных агентства, 160 специальных корреспондентов, 12 теле - радиовещательных компании,100 газет и около 50 журналов. Аккредитация журналиста проходит по линии МИДа.
- Ограничение политической рекламы. Совершенно ограничена политическая реклама в Германии и Испании. Исключение составляет время, отведенное для предвыборной кампании. А вот в Англии и Франции, наоборот, ограничена реклама во время предвыборной кампании. Российский же закон «О рекламе» не распространяется на рекламу политической тематики.
Правовая база в СМИ
Основной базой в системе права на территории России является Конституция, впрочем, так сформирована и во всех прочих странах. Основной закон может гарантировать средствам массовой информации свободу мысли и слова, а также аппрет на цензуру. Кроме того, основной закон распространяется на идеологический плюрализм и беспрепятственное движение имеющейся информации. Стоит отметить, что любая свобода не может быть абсолютной и имеет свои границы.
Зная, соблюдая и уважая нормы права, журналист не только демонстрирует отличную правовую культуру, но и способствует повышению результативности современных средств массовой информации.