Функции журналистики – это совокупность ее ролей; обязанности, выполняемые ею в различных сферах – политике, экономике, социальной сфере, культуре и т.д.
Проблема нравственности в современном обществе
В современном российском обществе растет обеспокоенность тем, что происходит деградация нравственности. Моральные нормы, ценности и принципы в переходном обществе противоречивы. Наряду с вечными нравственными императивами, такими как «не воруй», «не убивай», «не лги», «помогай другим» и т.д. постепенно распространяются такие, как «добивайся личного успеха», «будь энергичен», «уважай личность другого», «не лезь в чужую жизнь» и т.д.
Категории морали, такие как добро и зло, долг и достоинство, совесть и честь, равенство и справедливость утратили необходимую степень определенности и уже не выполняют функцию мотивации нравственного поведения человека. Возникший раскол между моральным сознанием и моральной практикой вызывает у людей ощущение дискомфорта.
Негативные явления современной жизни – технологические и экологические катастрофы, преступность, коррупция, наркомания, алкоголизм, бездуховность, отчуждение заставляют задуматься о возможных путях выхода из сложившейся ситуации.
Традиционные регуляторы нравственности, которыми являются право, семья, школа, церковь сами находятся под влиянием кризисных явлений, переживают период качественных изменений. Озабоченность вызывают и разные направления воздействия на сознание общественности, которые иногда наблюдаются у РПЦ и центральных телеканалов. Например, такие приоритеты, как зщита прав человека, свобода человека, осуждение нетерпимости в определенной степени противоречат позиции церкви, утверждающей, что сегодня происходит разрыв взаимосвязи нравственности и прав человека. церковь считает, что это наблюдается в появлении нового поколения прав, которые противоречат нравственности, и в оправдании с помощью прав человека безнравственных поступков.
Роль СМИ в решении нравственных проблем общества
Для того чтобы определить роль средств массовой информации в решении нравственных проблем современного общества, следует обратиться к функциям СМИ.
Системообразующим критерием здесь является субъектный подход к группировке функций СМИ.
В качестве социальных субъектов выступают общество, читатели, журналисты, социальные группы и институты.
Пропагандистская функция журналистики в сфере духовной жизни выражается в распространении нравственных и моральных ценностей. Выделяют такие функции СМИ, как:
- Производственно-экономическая;
- Информационно-коммуникативная;
- Идеологическая;
- Культурно-образовательная;
- Рекреативная;
- Рекламно-справочная;
- Организаторская.
Как идеологический актор, журналистика старается привить аудитории определенный набор нравственных ценностей. Поэтому роль СМИ в отражении проблем современности раскрывается через идеологическую функцию, а функция воспитания актуализирует морально-этические нормы для читателя. Таким образом, средства массовой информации являются одним из барьеров на пути к нравственному разложению общества.
Наиболее острыми проблемами в сфере морали и нравственности являются:
- Деградация молодежи;
- Пропаганда в СМИ бескультурья, насилия, пошлости;
- Безнравственность, бездуховность, сексуальная распущенность;
- Вседозволенность, безнаказанность, беззаконие.
Проблема заключается еще и в том, что вклад в нравственную деградацию российского общества вносят и современные СМИ, особенно телевидение, которое активно пропагандирует вседозволенность и идеалы, чуждые большей части российского населения. Огромное количество современных программ федерального и регионального телевидения осуществляют неконтролируемую подачу информации разрушительного характера, что способствует выработке у людей ощущения, что от них ничего не зависит. В результате граждане отказываются от участия в общественной жизни. В телепрограммах часто демонстрируются жестокость, скандалы, насилие, цинизм, пороки и аморальные отношения. Яркими примерами таких передач являются «Дом 2», «каникулы в Мексике», «Мама в законе», «Брачное чтиво», «Десять поводов влюбиться», «Пусть говорят». Зарубежные киноленты, сериалы, мультфильмы формируют у зрителя искаженное представление о моральных ценностях, в частности, семейных. Также вызывает опасение тот факт, что большая часть этих проектов транслируется в эфире телевизионных каналов, которые ориентированы на наиболее уязвимую часть аудитории – молодежь. В связи с этим, на сегодняшний день актуальным стало явление «аномии», которое выражается в разложении системы нравственных ценностей подростков. Аномия в последующем проявляется в более серьезных последствиях, например, апатии, отчужденности от общества, преступности, разочарованности в жизни.
В современных условиях общественное мнение формируется во многом под воздействием СМИ, ответственность средств массовой информации перед обществом существенно возрастает. СМИ имеют важное значение в деле формирования в российском обществе атмосферы гражданской ответственности. Однако в центральных СМИ практически нет программ, которые освещают историческое наследие российской духовной культуры, ее многовековые нравственные ценности, ценности человеческой жизни, семьи, практически не используется духовно-нравственный потенциал традиционных религий для создания положительного образа семьи, а наоборот, осуществляется медиатерроризм.
Медиатерроризм – это планомерное, целенаправленное, систематическое использование возможностей СМИ для формирования и распространения чувства страха в информационном пространстве с целью манипулирования общественным сознанием и мнением.
Однако СМИ собственное стремление к эпатажу, сенсационности, репортажности оправдывают потребностями аудитории, возлагают ответственность за негативный контент на аудиторию.
Таким образом, СМИ, с одной стороны выполняют идеологическую, воспитательную функцию и могут выступить в роли силы, сдерживающей нравственную деградацию современного общества, но с другой стороны, активная пропаганда в СМИ бездуховного поведения, цинизма, жестокости, эгоизма и приводит к морально-нравственной деградации.