Схематизация – это графическая организация данных, связанная с облечением идей разной сложности в форму схемы, рисунка, диаграммы или таблицы.
Инфографика в современных СМИ
Современные СМИ освещают широкий спектр вопросов и тем. Сегодня газеты публикую самую разнообразную информацию, начиная с информационных материалов и заканчивая аналитикой. Журналистика оперирует огромным количеством числовых данных. И часто единственным способом передачи такой информации оказывается инфографика. Инфографика, в первую очередь, главный инструмент решения аналитических задач. Но иногда инфографика используется и в других целях, например, при освещении новостей экономики. Политики и ряда социальных проблем. Журналистский материал содержит не только факты, но и оценку автора, эмоциональные детали, художественные образы. А изображение помогает передать фактичность сообщения и одновременно придать ему большую экспрессивность и выразительность.
Визуальная составляющая материала, как и текст, может принимать самые разные формы, такие как:
- Диаграмма;
- Графически оформленные текстовые блоки;
- Сложная схема.
Содержание и форма инфографики всегда тесно связаны друг с другом, они раскрывают и дополняют друг друга. Инфографика как средство формирования контента издания может выступать в роли дополнения к текстовой информации или быть самостоятельным объектом (в таком случае дополнением будет являться текст).
Главный признак, позволяющий включать визуальный объект в информационную графику - его способность представлять большой объем информации в удобном для восприятия организованном виде либо быть средством указания на значение или действие других видов информации.
Выделяют следующие принципы инфографики:
- Высокая степень архивирования информации (исключение – поясняющая инфографика, призванная предоставлять информацию максимально полно и наглядно);
- Наличие элементов развития, соподчинения, связывания информационных блоков;
- Предварительная обработка информации по структурированию данных;
- Наличие метаданных, объединяющих фрагменты инфографики.
Идейной основой инфографики, по мнению Г. А. Никулова, является схематизация.
А. Скворцов выделяет три класса инфографики:
- Презентация информации (данные представляются в удобной для реципиента форме);
- Объяснения (схематичное изображение явлений, процессов, визуализация причинно-следственных связей);
- Иллюстрации (в данном случае инфографика сопровождает текст, иллюстрирует его).
По характеру визуализации данных выделяют количественную и качественную инфографику. Как правило, для передачи количественной информации используются гистограммы, диаграммы, графики. Для передачи качественных данных применяются различные виды карт, изображений, схем и т.д.
Использование инфографики в качественной прессе
Инфографика, используемая в качественных изданиях, отличается определенной содержательностью и строгостью. В большинстве случаев она представлена разного рода диаграммами и графиками, которые характеризуютразличные сферы жизни. Чаще всего качественные издания используют инфографику в вопросах, касающихся финансов и экономики – рост цен на какие-либо товары, динамика валютных рынков и т.д. Графики, которые демонстрируют различные изменения на валютном рынке, выполнены, как правило, в неярких тонах. В таких графиках не используются лишние элементы. Гистограммы, как правило, выполняются в двух-трех цветах. Часто качественные издания используют стандартные диаграммы и графики. При этом стоит отметить, что используются в большинстве случаев неяркие, матовые оттенки.
Нередко интернет-версиии печатных изданий на своих страницах размещают интерактивную инфографику. Это делает ее более привлекательной и удобной в использовании.
Например, в материале американской газеты «The NewYork Times» под заголовком «2016 Delegate Countand Primary Results» от апреля 2016 года представлены две линейные диаграммы – одна с результатами кандидатов от республиканской партии, другая – с результатами от демократической партии. Обе диаграммы выполнены в минималистичном стиле - на белом фоне располагаются полосы различных цветов. Газета получила большое преимущество благодаря возможности размещения на страницах интернет издания интерактивной инфографики. А в ряде случаев по-настоящему наглядной оказывается только интерактивная инфографика.
Во многих материалах качественных изданий инфографика представлена в виде линейных диаграмм или простых таблиц. Материалы, которые требуют более наглядной и яркой визуализации, представлены значительно реже. Инфографика при этом имеет уникальные особенности. В первую очередь, она всегда высокоинформативна, и читатель может понять суть ситуации, опираясь на текст минимально.
Главными разделами, в которых присутствует инфографика, являются рубрики политика, экономика, общество, наука, здоровье.
Еще одна особенность инфографики, используемой в качественной прессе – минималистичность оформления, которая проявляется в нескольких направлениях. Первое – цветовое решение. Как правило, используются неяркие цвета. В тех случаях, когда возникает необходимость использования широкого спектра цветов, дизайнеры выбирают близкие по цветовой гамме цвета, используют различные оттенки. Это позволяет сделать инфографику наглядной, при этом колористически выдержанной. В случаях, когда использования большого количества цветов в инфографике не требуется, дизайнеры используют более яркие, насыщенные оттенки. Например, инфографика «The New York Times» лаконична, очевидно просматривается стремление дизайнеров избежать чрезмерной избыточности визуального ряда. Инфографика в качественных изданиях выполняется в выдержанном стиле и всегда соответствует общей эстетической концепции издания. При этом вся информация в инфографике, как и в текстах, проверяется, данные берутся только из надежных источников.