Очерк – это оперативный художественно-публицистический жанр, который изображает социально значимые явления и факты и типичных представителей определенных социальных групп.
Жанровая природа очерка
Очерковая журналистика появилась в нравоописательных сценках из жизни, которые публиковались в начале 18 века в лондонских журналах. Исследователи связывают происхождение жанра в первую очередь с литературой путешествий. Работающие в этом жаре публицисты и писатели в конце 19-го столетия расширили содержание очерка. В 20 веке важнейшим этапом развития очерка стали 20-30 годы, когда существенно возрос интерес к документальности в литературе, а литература факта сделала жанр очерка основным жанром литературного процесса.
Отличительная черта нового очерка – акцент на документальность изображаемого.
Очерк является самым сложным по своим свойствам и признакам жанром публицистики. Очерк функционирует и в художественной литературе, и в публицистике. Как правило, в публицистике очерком завершается изучение жанров. А в литературоведении, наоборот, с очерка начинается изучение прозаических жанров.
Очерк – это художественно-публицистический жанр, органически сочетающий в себе элементы беллетристики и публицистики.
Очерк в своей идейно-художественной структуре сочетает качества социологического, философского, социально-экономического направления и художественной литературы.
Жанровая природа очерка определяется тремя началами:
- Социологическим;
- Публицистическим;
- Образным.
Публицистическое и социологическое начла роднят очерк с журналистикой, а образное начало – с художественной литературой.
Социологическое начало очерка состоит в его направленности на изучение общественных проблем и отношений, рассмотрении социальных сторон деятельности человека.
Публицистическое начало очерка проявляется в его опоре на факты, в незавуалированности и открытости авторской позиции, в прямоте высказываемых оценок и мнений.
Художественное начало состоит в создании образной картины реальной действительности, когда явления, ситуации и характеры социально типизируются.
Типизация в очерке бывает двух видов – избирательной и собирательной. В случае собирательной типизации в вымышленом событии и персонаже обозначаются признаки определенного типа социального явления, характера, поведения.
В случае избирательной типизации в единичном, реальном персонаже выявляются свойства и черты, которые принадлежат данному типу событий и людей.
В очерке герой или ситуация всегда подчиняются авторской задаче показать какую-либо проблему.
Типология очерков
Типология очерков связана с характером и объектом изображения. Выделяют следующие группы очерков:
- Исследовательские;
- Художественно-публицистические;
- Художественно-изобразительные.
Художественно-изобразительные очерки предполагают описание впечатлений автора от пережитого, увиденного, в таких очерках активно событийное начало. К данному типу очерков относятся путевые заметки и путевые очерки.
Художественно-публицистический тип очерков центром изображения делает человека. Сюда относится портретный очерк. Он предполагает не только воссоздание образа человека, и но и оценку этого образа, то есть активное участие автора, яркое проявление авторской позиции. В исследовательских очерках на первом плане оказываются социально важные проблемы. Здесь выделяются проблемные, судебные очерки, очерки нравов. Для этих очерков характерной является публицистичность, то есть прямое выражение позиции автора.
В современных СМИ в качестве классических жанровых разновидностей очерка выступают проблемный, портретный и познавательный очерки (сюда входит и путевой очерк).
В качестве предмета отражения современного очерка может выступать:
- Социально значимая личность;
- Социальное явление, носящее проблемный характер;
- Явление, которое способно вызвать познавательный интерес у аудитории.
Классический очерк часто встречается в «Новой газете». Часто это издание упрекают в ориентации на «западные ценности». Но в творчески-технологическом плане «Новая газета» продолжает традиции русской журналистики. Издание предоставляет свои страницы и выдающимся авторам, которые формировались в советское время. В публикациях часто прослеживается синтез очерка и эссе.
Современные образно-документальные тексты с ярко выраженным образным началом предстают перед читателем в виде мини-очерка – зарисовки. Ряд исследователей выделяет зарисовку как самостоятельный жанр, но более оправданным является определение зарисовки как малой формы очерка. В зарисовке прослеживаются все характерные особенности очерка. Отличие зарисовки заключается в меньшем объеме текста и менее глубоком и широком исследовании предмета.
Разновидности жанра современного очерка в печатных зданиях и интернет-СМИ – это скорее облегченная разновидность очерка. Массовая аудитория в настоящее время в основном потребляет произведения массового искусства, для которых характерна фабульность. Это означает, что повествование основывается на динамичном развитии событий, что призвано увлечь читателя. часто оно является самоценным. Фабульность является характерной и для истории как формы журналистского текста, но в этом случае фабула – это изложение не вымышленных событий, а реальных. Автор в этом случае придерживается хронологической последовательности. Фабула в биографической истории – конкретные события из жизни героя произведения.
Портретное интервью может выступить в качестве своеобразной замены портретного очерка. Интервью - это жанр, носящий межгрупповой характер, так как его разновидности входят в разные жанровые группы.
Интервью взаимодействует с разными жанрами и перенимает их особенности. Портерное интервью принимает особенности портретного очерка, но сохраняет специфику, которая обусловлена диалогической структурой текста.
Таким образом, очерк в современных СМИ , хоть и уменьшил свое присутствие, но остается по-прежнему востребованным жанром.