Виды способов подачи информации
Читателям не важны методы, стилистика повествования в статьях про мировые природные катаклизмы. Их не сильно интересует личное мнение автора, подтвержденное статистикой или схожими событиями в далеком прошлом. Если читатель заинтересовался темой, он вычитает необходимое ему, или прочтёт текст целиком.
21 век – это начало новой российской журналистики. На подачу информации влияет множество факторов, среди них:
- Конкуренция среди изданий;
- Общая линия издания;
- Наличие информации из других каналов;
- Преднамеренное или вынужденное комбинирование новостей важных и занимательных, местных и зарубежных и т.д.
Материал любого объема требует творческой работы. Этим обусловлено появление новых методов подачи информации, к числу которых относятся:
- Финишинг
- Инфотейнмент
- Эвент экшн
- Лонгрид.
Инфотейнмент
Инфотейнмент – это разыгрывание новости.
Это стиль преподнесения информации, когда серьезные действия, события, идеи подаются в легкой, непринужденной, развлекательной форме. Инфотейнмент можно определить как симбиоз информации и развлечения.
Понятие инфотейнмент появилось в результате объединения слов information (информация) и entertainment (развлечение).
Этот метод подачи информации характерен для коммерческой и таблоидной журналистики, в чьи задачи входит эмоциональное воздействие на аудиторию.
Существуют две разновидности инфотейнмента: конструктивный и деструктивный.
Конструктивный инфотейнмент – это медиатексты с высокой степенью информативности для аудитории, представленные в красивой, легкоусваиваемой форме нетекстового содержания. Потребление такой информации удовлетворяет потребность и в развлечении, и в знаниях.
Деструктивный инфотейнмент – это медиатексты, а которых акцент делается на констатации факта и транслировании эмоций, связанных с ним, когда информация превращается в объект любопытства и аудитории предлагается так называемый "суррогат журналистской мысли" с ее неполнотой, нестройностью, бездоказательностью сообщаемой информации. В таком случае передача эмоций и развлечение и более важны, чем передача смысла.
Таким образом, успех инфотейнмента основан на человеческой потребности в удовлетворении эмоциональных потребностей. Хороший инфотейнмент вызывает эмоции, создает ощущения.
Финишинг
Другой метод подачи информации – финишинг, представляющий собой доведение новости, до логического конца. Этот журналистский ход позволяет обыграть резонанс на выступление газеты, воспроизвести аспекты ситуации в новом, неожиданном ракурсе. Это абсолютно новое, но очень перспективное направление в журналистике. Неожиданность ракурса в нем логически перетекает в комментарии и выводы.
Как правило, финишинг включает в себя две, иногда три публикации. Главное, чтоб поднятый вопрос не был решен в первой из них до конца. При этом при использовании этого метода допускается повтор какого-то факта, ситуации, вопроса и т.д. Отсюда возникает вопрос – что дает такой метод подачи? Если сравнивать финишинг с инфотейнментом, то инфотейнмент расширяет информационно-новостные границы, делает информацию выпуклой, а финишинг обеспечивает возможность углубления ситуации.
Эвент экшн, акции, клиповый заголовок
Эвент экшн – это метод подачи информации, который довольно активно используется в журналистике. Эвент экшн означает провоцированное событие.
Акциями называют действия, которые предпринимаются для достижения какой-либо цели. Как правило, в журналистике акции носят гуманитарную направленность. Цель акций – помочь человеку. Акции состоят из нескольких этапов:
- Извещение о начале акции;
- Спонсорская раскрутка;
- Подведение итогов.
Практика современной журналистики выработала разную временную протяженность акций. Они могут быть кратковременными и долговременными, от одного месяца до года.
Среди новых методов подачи информации внимание привлекает клиповый заголовок. Заголовки всех изданий строятся по традиционным моделям. Клиповый заголовок – это выделение заголовка любым способом – увеличением объема, подчеркиванием, изменением шрифта. Значительное место по-прежнему занимает бэкграундер – текущая информация, которая не содержит сенсацию. Такая информация размещается для поддержки новостного потока. Однако такие материалы требуют совершенно особой подачи.
Лонгрид
Лонгрид – это новый метод подачи объемной информации в Интернете. Длинный текст, как известно, в сети не приветствуется, так как люди приходят в Интернет для того, чтобы получить информацию максимально быстро.
Однако лонгрид – это не сплошной массив текста. Это комплекс, который состоит из текста, разбавленного инфографикой, текстами, иллюстрациями, фоновой музыкой, сносками, презентацией, встроенными цитатами и т.д. Главное, чтобы все элементы были связаны между собой. В таком материале важна последовательность изложения и гармоничное сочетание всех элементов – шрифтов, цветов, размера и количества иллюстративного ряда и т.д. Лонгрид должен восприниматься как целостная история.
Еще одной особенностью лонгрида, помимо разнообразия в структуре, является подача материала с неожиданной точки зрения или глубокая проработка вопроса. Автор лонгрида преследует главную цель – увлечь читателя, рассказав ему занимательную историю. Даже «заезженная» тема в лонгриде подается с новой точки зрения. Выделяют несколько типов лонгридов:
- Репортаж. Основная задача такого лонгрида – интересно рассказать об увиденном, причем сделать это так, чтобы читателю показалось, что он видел это своими глазами;
- Реконструктор. В этом случае материал является реконструкцией каких-то событий, попыткой их анализа, выяснения причин и последствий. В таком лонгриде важную роль играют дополнительные элементы – видеовставки, фоновая музыка;
- Портреты. Сюда относятся очерки, портретные интервью, биографические зарисовки. Главной задачей такого лонгрида является раскрытие личности героя, его взглядов и принципов.